Warning: Trying to access array offset on value of type null in /home/users/j/j712673/domains/hvzvezda.ru/wp-content/plugins/event-calendar-wd/includes/ecwd-cpt-class.php on line 131

Warning: Trying to access array offset on value of type null in /home/users/j/j712673/domains/hvzvezda.ru/wp-content/plugins/event-calendar-wd/includes/ecwd-cpt-class.php on line 131

Warning: Trying to access array offset on value of type null in /home/users/j/j712673/domains/hvzvezda.ru/wp-content/plugins/event-calendar-wd/includes/ecwd-cpt-class.php on line 440

Warning: Trying to access array offset on value of type null in /home/users/j/j712673/domains/hvzvezda.ru/wp-content/plugins/event-calendar-wd/includes/ecwd-cpt-class.php on line 440
Любовь к слову – моя профессия – Звезда

Любовь к слову – моя профессия

Учитель русского языка и литературы – одна из самых ответственных и сложных профессий. И дело даже не в беспросветных увесистых стопках ученических тетрадей, которые приходится проверять до полуночи. Русский язык коварен, полон грамматических и других трудностей, поэтому научить учеников более-менее грамотно писать и говорить – уже учительский подвиг! А как привить юным представителям «поколения гаджетов» любовь к чтению и литературе?

На эту тему и состоялся наш разговор с Ольгой Викторовной ТИМОШИНОЙ, учителем русского языка и литературы школы посёлка Возрождение.

Ольга Викторовна, вы почти три десятилетия обучаете детей премудростям русского языка. Случались ли моменты, когда вы жалели о сделанном однажды выборе профессии?

Никогда не жалела, и мыслей таких не было! Желание, даже можно сказать мечта, состояться в моей нынешней профессии появилась у меня где-то в 7-8 классах. Яркий пример того, каким должен быть учитель, воплотился в образе Любови Павловны МУЗАЛЕВСКОЙ, преподававшей в нашем классе русский язык и литературу. Часто случается, что любовь к предмету передаётся через учителя. В моём случае было именно так. Спустя годы проводником в профессию для меня стал учитель русского языка и литературы Валентина Александровна Шишкина.

Привить любовь к литературе сложно, и с каждым новым поколением учеников процесс обучения становится ещё сложнее. Дети очень заметно изменились – они менее критичны к себе, у них другая логика, восприятие, ценности…

А есть среди ваших учеников – последователи?

Среди моих нынешних учениц есть девятиклассница, которая хочет стать учителем русского языка и литературы. Исходя из собственного опыта, могу ответственно утверждать, что учитель – это даже не работа, а образ жизни, предназначение, судьба. Этим надо жить! Это надо любить! Поэтому случайные люди – беда для школы.

Как вы считаете, может ли десятиклассник осилить «Войну и мир» Л. Н. Толстого или произведения Ф. М. Достоевского?

Вы правы. Произведения классиков в разные периоды жизни воспринимаются иначе. В школе их нужно прочесть, чтобы получить представление о великих книгах, а в более зрелом возрасте обязательно перечитать, чтобы оценить эти произведения по достоинству.

Любовь к книгам, к чтению прививается с детства, и эта задача в первую очередь относится к родителям, семейному окружению. К величайшему сожалению, традиции семейного чтения утрачены. Книга перестала быть лучшим подарком и другом. По этой причине дети, которые с самого нежного возраста приучены к смартфонам, имеют клиповое мышление и восприятие – увидел ролик или картинку, перелистнул и забыл.

Когда у ребят возникает искренний интерес, желание постичь, то получается качественно другой результат. Как-то для конкурса чтецов детям нужно было самостоятельно выбрать произведение. Взрослые, да и сами ученики были потрясены, насколько искренне, прочувствованно и артистично прозвучали стихи!

Конечно, перед этим мероприятием я провела определённую работу: читала им сама, ставила записи в исполнении артистов (авторов), потом просила учеников прочесть стихи…

Вспоминается один случай. Однажды в походе, возвращаясь домой, кто-то спонтанно начал читать стихи Сергея Есенина. Поэтическую эстафету подхватили другие… я начинала, другие подхватывали. Из-за стихотворного марафона мы существенно задержались в пути, даже обеспокоенные родители начали звонить, узнавая, что случилось.
Я оптимист и во мне живёт надежда, что когда-нибудь мы снова станем самой читающей страной.

Сейчас много критики звучит по поводу ЕГЭ. Как вы относитесь к этому явлению?

У меня двоякое отношение к ЕГЭ. С одной стороны, дети, сдав экзамен и набрав необходимое количество баллов, поступают в выбранные ими вузы. С другой, подготовка к единому государственному экзамену отнимает слишком много времени. А ведь можно было почитать, найти ту самую книгу-открытие…

Одна девочка мне сказала: «Книга мне не друг и не советчик. Всё, что мне нужно, если понадобится, я найду в Интернете». К сожалению, это философия очень многих современных людей. Зачем забивать голову какими-то знаниями, читать, утруждать себя, думать, сопереживать. Некоторые родители такую позицию поддерживают. Мол, копается ребёнок в телефоне, значит, его не заинтересовали, не увлекли на уроке.

Вообще-то учёба – это труд, причём тяжёлый, кропотливый. У китайцев есть мудрая поговорка: “Человека нельзя ничему научить, но человек может научиться”. Если ребёнок приходит в школу только для того, чтобы пообщаться с друзьями и поиграть с телефоном, его трудно чему-то научить.

А если бы вам потребовалась сказать напутственные слова тем, кто собирается стать учителем русского языка и литературы. Что бы вы сказали?

Очень сложно вот так сразу ответить на этот провокационный вопрос. Не знаю, что бы я сказала, но точно задала бы вопрос: «Вы отчётливо понимаете, для чего идёте в профессию?»