Выставка «Живые родники»

Хвалынский – самый северный район Саратовской области, он граничит с Самарской областью, в частности, с её Сызранским районом. Туристы из соседней области – частые гости Хвалынского художественно-мемориального музея К.С. Петрова-Водкина. В Самаре начинал свой путь в искусстве  Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, его имя носит Самарское художественное училище.  В Сызрани жила троюродная сестра К.С.Петрова-Водкина по линии матери, у которой семья художника останавливалась в 1931 году, возвращаясь из Хвалынска в Ленинград. И сейчас в Сызрани живут дальние родственники художника, поэтому выставка «Живые родники», в которой приняли участие художники из Тольятти, Самары и Сызрани, открытая 7 декабря в залах галереи им. К.С. Петрова-Водкина – итог этих давних связей и первого православного пленэра, инициатором которого явилось творческое объединение  «Союз художников Сызрани»  при поддержке Сызранской епархии и художественной галереи «Наследие». На открытие выставки в Хвалынск приехали представители этого «тройственного союза»: протоиерей, секретарь Сызранской епархии Михаил Гордеев, основатель галереи «Наследие» Александр Михайлович Макаров и руководитель «Союза художников Сызрани» Вера Геннадьевна Евсеева.Приехали на открытие выставки один из сызранских родственников  – Сергей Маркианович Спицын, художник и краевед – Владимир Васильевич Петряшин.

И то, что первой за пределами Самарской области стала площадка музея, носящего имя К.С.Петрова-Водкина, закономерно. Родина Кузьмы Сергеевича имеет вековую пленэрную историю, и здесь накоплен опыт, которым можно поделиться с пленэром, делающим первые шаги. В выставке  приняли участие Владимир Башкиров, Николай Зубков, Денис Елисеенко, Вероника Погодаева, Вера Евсеева, Наталья Рави.Художники ставили  чисто пленэрные задачи: «создание полотен, на которых будут запечатлены объекты православного наследия и красоты города Сызрани и Сызранского района – храмы, святые места, родники с целью знакомства со святыми местами Самарской области». На полотнах можно увидеть храм Николая Чудотворца в селе Печерском, мужской Симеоновский монастырь в Кашпире, храм Казанской иконы Божьей Матери в селе Трубетчино, источник Монашкин ключ в Старой Рачейке и другие памятники православного зодчества. Но ведь вся природа – лик Божий и на полотнах художников изображены зеркало волжской глади, просторы берегов, июльское разнотравье. Всё пронизано светом,объединено высоким голубым небом с бегущими лёгкими облаками, такими же светоносными, как и получившаяся выставка – сызранское лето среди хвалынской зимы.

Самое-то удивительное в этом пленэре –  заинтересованность Сызранской епархии в его осуществлении.  Ведь для творчества необходима свобода, порой – дерзновение, которое трудно сочетается со смирением и каноном. Кузьма Сергеевич видел в конце 19 – начале 20 веков, что церковь с подозрением относится к творчеству, и высказал следующую инвективу в адрес уже христианства, а не только церкви: «Политическая структура христианства противоречит многообразию бесконечного мирового творчества». И вот «лёд тронулся, господа заседатели»… В подготовке выставки «Сокровища из музеев России», открывшейся в Центральном выставочном зале в Москве в День народного единства, тоже принимал участие Патриарший совет по культуре, а сама идея такой выставки принадлежала его главе – митрополиту Псковскому и Прохоровскому Тихону (Шевкунову). Но одно дело собрать по провинциальным музеям на столичную выставку отобранные временем живописные шедевры и совсем другое – иметь дело с современным художественным процессом -таким сложным и трудноуправляемым в наш постмодернистский век. Но содружество состоялось, и одной из первых выставочных площадок для художников стал актовый зал Сызранской епархии. Отрадно было слышать от её секретаря, вдохновителя первого православного пленэра протоиерея Михаила Гордеева слова о творческой составляющей образа Божия в человеке, которую из потенциальной возможности необходимо сделать действенной, чтобы двигаться к подобию Божию. Творческая реализация должна идти в содружестве с другими составляющими образа Божия в человеке – милосердием, состраданием и любовью на пути к обретению Царства Божия внутри нас. А главное – с чувством ответственности. В этом и заключается действенность веры, на которую возлагал надежды К.С. Петров-Водкин, который часто говорил об активной вере, заключающейся во встречном движении к Богу «в бесконечных звеньях творчества». В этом отрадный вывод  первого Православного пленэра.