О перьевой ручке, чернилах и почерке

Необычный праздник – День ручного письма,   учреждённый в 1977 году,  напоминает людям, живущим в эпоху цифровых технологий,  об уникальности и неповторимости   почерка каждого человека,  о духовных традициях нации.

Слагаемые красивого почерка

Красивый почерк – признак хорошего образования. Поэтому в лицеях, церковно – приходских школах дореволюционной России каллиграфия , как искусство красивого и чёткого письма,  была одним из основных предметов. В СССР её  заменили  чистописанием.  Это был самый сложный урок для учеников начальной школы. Писать ручкой с пёрышком буквы, с завитками, округлыми формами, с нажимом и без нажима,  – это великий  труд   учителя и ученика. Ведь  линии, буквы, цифры  должны  быть  ровненькими и красивыми. В этом ученику помогала тетрадь в частую косую линейку – буквы и цифры получались с одинаковым наклоном.

Но, чтобы  писать каллиграфическим почерком,  сначала нужно было научиться правильно пользоваться перьевой ручкой:  вставлять в зазор между  круглой деревянной палочкой с пластмассовой трубкой на нижнем конце сменное перо. А стальных пёрышек  в школьном пенале лежало несколько: ведь от усердного нажима  кончик пера раздваивался и ломался. Уметь обмакнуть перо в чернильницу и набрать нужное количество чернил – этому тоже нужно было научиться первокласснику. Многое зависело от первого учителя. Его терпения, индивидуального подхода к ученику,  любви к своей работе.  Мне посчастливилось работать с такими учителями  в Елшанке. Это Елена Ивановна Марагина и Мария Николаевна Шутикова, выпускницы Хвалынского пед-училища, в котором каллиграфии уделяли особое внимание. Опытные учителя начальных классов знали: «Старание,  перьевая ручка,  качественная бумага и хорошие чернила – слагаемые красивого почерка».

 Оценка за прилежание

Иногда качество школьных чернил оставляло желать лучшего: со дна грязной чернильницы можно было вытащить на тетрадь такую кляксу! Да и перо испортить можно. Так что незаменимая вещь для ученика – перочистка.  Вместо промокашки ей чистили перо. Несколько кружочков из плотной материи, соединённых по центру большой пуговицей или заклёпкой, можно было купить в магазине, школьном буфете или сделать самим на уроках труда.

Учителя ставили оценку «за прилежание»: усидчивость, терпение, умение работать, волевой импульс. Оценивалось отсутствие исправлений,  чернильных пятен и каллиграфический  почерк. Стёркой пользоваться категорически запрещалось! Попробуйте написать без помарок упражнение! Ухитритесь в конце задания не поставить жирную кляксу! А если клякса на самой последней странице?!  Переписывай, дружочек, всю тетрадь!  Сколько драм и переживаний испытывали маленькие ученики! Это только «самые находчивые» могли от урока отлынивать под предлогом помыть испачканные чернилами руки. Или двойку скрыть от родителей под специально поставленной жирной кляксой.

А хорошистам и отличникам знакомы мозоль-«ямочка»  на среднем пальце руки и размытые слезами чернильные строчки. Чтобы не получить двойку за чистописание, некоторые из них носили в школу  свою чернильницу, наполненную   чистыми чернилами и завёрнутую в альбомный лист.  Поставленная между учебниками, она не позволяла ни дать сдачи портфелем мальчишке-забияке, ни прокатиться на школьной сумке с горки.

О борьбе за перо

В конце шестидесятых годов  в продаже появились шариковые ручки. Ученики сразу поняли их преимущество, и … Началась нешуточная борьба с учителями: использование шариковых ручек   наносило серьёзный ущерб чистописанию.  В тетрадях всё чаще появлялись записи: «Грязно! Двойка!» Устав от тщетности своих усилий, вскоре учителя пошли на уступки. В 1968 году ученикам разрешили пользоваться авторучками. Они были удобны: и перья более совершенны, и клякс почти не ставили, да и чернил в них хватало на два-три дня. В конце семидесятых авторучки были полностью вытеснены шариковыми, которыми ученики  пишут до сих пор. Так были разрушены остатки традиций и культуры письма, с трудом сохранившиеся после 1917 года.

Быть ли перьевым  ручкам  в современной школе?

Сейчас в  России  пытаются возродить  неоправданно забытую каллиграфию и как вид искусства, и как необходимую основу образования. Система обучения и национального патриотического воспитания детей «Русская классическая школа», внедряемая в гимназиях России, предусматривает возврат ко многим положительным методикам  преподавания в школах,  применявшимся в СССР. Есть в нём и пункт об обязательном использовании перьевых ручек  вместо  шариковых в младших классах. Ведь каллиграфические упражнения влияют на психическое и физическое здоровье, развивают тончайшие мышцы рук, стимулируют работу мозга и воображение.