Новая жизнь дома с берегинями

Том Сойер Фест спас уже третий дом, которому подарил новую жизнь фонд «Сосновый Остров» в лице Галины Заседателевой, Алексея Наумова и координатора проекта Елены Григорьевой. 
Том Сойер Фест — фестиваль восстановления исторической среды силами волонтёров и спонсоров. Большинство объектов фестиваля — здания, не имеющие особого охранного статуса архитектурного памятника или исторического наследия.
«Дом с берегинями» по улице Революционной 105 восстановлен и сияет белым кружевом, заявляя о своей органичности в маленьком купеческом городке. В нём нет ничего инородного, вычурного и безвкусного, он просто часть Хвалынска, маленькая часть его истории, которую удалось сохранить.
В минувшее воскресенье, четвёртого августа, организаторы фестиваля устроили настоящий уличный праздник. Отпраздновать такое событие пришло много гостей, пришли не с пустыми руками, а с песнями, танцами и хорошим настроением.
Алексей Наумов рассказал об истории Хвалынской резьбы и о том, что означают резные элементы. 
—  К сожалению, мы теряем резной деревянный Хвалынск. Скорым временем он уйдет в историю, как когда-то Сосновый остров. Только тогда, может быть, какая-то часть жителей поймет масштаб потери, но вернуть будет можно не всё.  Особое место в украшении деревянного фасада дома имели наличники. «На лице», «на лике» на улице.  Каждый: от бедняка до богатея — стремился украсить свой дом, придать ему индивидуальность и защитить. Русское крестьянство, несмотря на глубокую христианскую религиозность, сохранило в своей культуре связи с язычеством. Эти связи могли быть лишены для крестьян первоначальных смыслов, но передавались из поколения в поколение в виде орнаментов и символов, которые служили своеобразными оберегами. На рубахах украшались вышивкой рукава и горловина («дыры», куда могли проникнуть злые духи), на домах – окна и крыльца.   
Дом, который мы выбрали в этом году, уникальный. Прежде всего интересны его стражи-берегини, украсившие навершия наличников. Известно много стилизаций этого образа, но такой отчётливый, антропоморфный не характерен для наших мест. Образ берегини (Житной Бабы, Роженицы) был очень популярен у древних славян в период язычества. В самом широком смысле она представляет собой женщину, творящую жизнь, род, символизирует плодородие. Подобные изображения встречаются в вышивке полотенец, подзоров. В резьбе по дереву «берегиню» можно увидеть в виде стилизованной женской фигуры в широкой юбке-колокол, с поднятыми или опущенными руками, иногда со стилизованным ребёнком. Часто образ неизменно сливается с символами жизни и плодородия, например, с деревом, цветами, солнцем и различными живыми существами.
Такое  затейливое изображение «берегини»  характерно для массового украшения хвалынских наличников. Они, кстати, сохранились и на мемориальном доме К.С. Петрова-Водкина и ещё на нескольких домах. Кокошник с пропильной резьбой, где центральная фигура – стилизованная берегиня в окружении сказочных существ и растений.  Берегини на доме В.А. Бороздина – из накладной резьбы. Они чётко читаются.  Важно также понимать глубину православной веры прошлого и не считать людей конца XIX- начала ХХ вв. язычниками. В христианстве «берегиня» нашла своё отражение в образе Богородицы Оранты. 
Хвалынская резьба и народная культура – эта целая энциклопедия с глубокими смыслами, теплом и красотой мировосприятия прошлого. Сайдинг и пластмасса – нынешнего. Увы… Три дома, которые удалось сохранить, «Гранатовый», «Изумрудный», «Дом с берегинями» — хранители души старого Хвалынска. Возможно они передадут следующим поколениям его самобытное очарование.
Волонтёры — трудяги любовались результатом своего труда и наслаждались концертом. А хозяин был просто счастлив… 
По традиции директор фонда «Сосновый остров» Галина Заседателева накормила всех румяными пирожками и напоила душистым чаем, а самые активные участники получили благодарственные письма фонда.
И всё получилось так, как и должно быть, когда люди объединяются, чтобы совершить что-то хорошее и доброе. Ведь мы знаем с самого детства, что добро всегда побеждает.
Фестиваль проходил при поддержке Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Центр культурных стратегий и проектного управления» (РОСКУЛЬТПРОЕКТ) и с использованием гранта Президента Российской Федерации, представленного Фондом президентских грантов.

Наш корр.

Поделиться в:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *