Какое лицо у войны?

Женщины на службе Отечеству. Это название VII-го Международного форума, который состоялся в марте в Военном университете Министерства обороны РФ в Москве. На конкурс было представлено 245 научных и творческих работ.

В номинации «Письмо ветерану» призёром стала наша землячка Алёна Платонова. Её эссе посвящено размышлениям о вкладе женщин в Великую Победу. Предлагаем вашему вниманию сокращённый вариант работы.
Уважаемые ветераны!
Обращаюсь от лица тех, кто сейчас живёт под чистым мирным небом благодаря Вам. Знайте, мы помним! Помним страшные, холодящие душу, немыслимые истории, к примеру, о подвигах хрупких девушек, мгновенно повзрослевших в условиях войны.
Так, воспоминания Надежды Васильевны Анисимовой, санинструктора пулемётной роты, хранят жуткие картины: «Война. Рассвет. Стон раненого. Девушка девятнадцати лет тащила раненого восемь часов, привязав его ремнём к руке. Приволокла живого. Не послушалась бойцов, не прислушалась к предостережениям. Жизнь человека стояла выше всех опасений. В девятнадцать лет – медаль «За отвагу». В девятнадцать лет поседела. В девятнадцать лет были прострелены оба лёгких, вторая пуля прошла между двух позвонков. Парализовало ноги. В девятнадцать лет! Вспомните себя в свои девятнадцать, посмотрите в зеркало, посмотрите на своих детей… совсем ещё юные, совсем ещё дети!»
Девушки-санинструкторы спасали минимум по два-три человека в день, но награждали их скупо. В конце 1941-го года был издан Приказ № 281 о представлении к награждению за спасение жизни солдат. За пятнадцать тяжелораненых, вынесенных с поля боя вместе с личным оружием, – медаль «За боевые заслуги», за двадцать пять человек – орден Красной Звезды, за спасение сорока – орден Красного Знамени, за восемьдесят – орден Ленина. Но трудно даже представить, что значило спасти в бою хотя бы одного… Из-под пуль…
«Ах, война, что ж ты сделала, подлая…»
Женщина. Это слово синонимично словам «милосердие», «забота», «жизнь». Но на войне женщине пришлось стать тем, чья миссия противоречит женскому естеству. Ей пришлось стать солдатом. И убивать!
В 1941-м году в городе Энгельс Саратовской области под личную ответственность старшего лейтенанта Марины Расковой был основан 46-й гвардейский ночной бомбардировочный женский авиационный полк. Да, именно женский. За короткую летнюю ночь девушки совершали пять-шесть боевых вылетов, за длинную зимнюю – десять-двенадцать. Немцы прозвали их «ночными ведьмами».
Помимо тех, кто сражался в небе, были и те, кто защищал небо нежными руками с земли. 1077-й зенитный артиллерийский полк был развёрнут в Сталинградском корпусном районе ПВО на базе 85-го отдельного зенитного артиллерийского дивизиона первого формирования в начале 1942-го года. Большую часть составляли девушки. Всего их было 75.
На позицию зенитчиц наступали фашистские танки. Это был жесточайший бой. Девушки не были обучены стрелять по танкам, но выбора не было… Зенитчицы стреляли прямой наводкой, что повергло в удивление даже опытных танкистов. Зенитчиц стали атаковать с воздуха, но девушки по самолётам старались не стрелять, экономили боеприпасы. Крик и плач «висел над полем боя», эти крики, кажется, были громче выстрелов, громче разрывов. Девушки храбро сражались и умирали под натиском врага.
Зенитчицами 1077-го полка за годы войны были подбиты восемьдесят три танка, из них тридцать три уничтожены, уничтожены пятнадцать грузовых транспортных автомобилей, три батальона пехоты и две цистерны с горючим, а также сбиты, по разным данным, от четырнадцати до двадцати самолётов. Это статистика, за которой жертвы совсем юных созданий, почти детей. Около сорока зенитчиц немцы бросили умирать в колодец. Еще совсем юных, почти детей…
За себя и за мужа…
Женщины, которые остались в тылу, стояли у станков, у металлургических печей по двенадцать-шестнадцать часов без выходных. Только во второй половине 1941-го года на заводы пришли почти 2 миллиона домохозяек, пенсионеров и школьников. В 1943 году 71% работников сельского хозяйства составляли женщины. Невзирая на тяжесть, трудились под девизом: «За себя и за мужа, ушедшего на фронт, по 200-300%».
Благодаря усердному труду и вере в победу быстро был налажен выпуск мин, снарядов, патронов, самолётов. Уже в декабре 1941-го года запустили производство новых истребителей Як-7 и к концу года выпустили двадцать один самолёт. Воспоминания тех, кто «воевал» в тылу, не менее ужасают: «Нас нигде не учили, – вспоминает девушка, – просто показали, как нужно делать». Они проклеивали самолёт изнутри специальным клеем, на который садилась материя. Едкий клей разъедал перчатки, но в них работать было неудобно, девушки работали голыми рукам, кожа свисала клочками… За смену делали двенадцать машин. Девушки работали до изнеможения, но каждой из них давало силу сознание: «Победа зависит и от меня лично!».
Память о прошлом помогает понять настоящее, осознать свои взаимоотношения с другими народами, яснее представить себе возможное будущее. В трудные периоды память оказывается источником духовной силы и патриотического настроя. Образ Победы является символом могущества нашего Отечества. Чем меньше остаётся ветеранов, тем слабее память, но мы не должны забывать, кто и какой ценой победил фашизм. Мы будем хранить настоящую историю, хранить память о Вашем великом подвиге!
С уважением и низким поклоном к Вам, дорогие ветераны,

Алёна Платонова, курсант
Военной академии воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза
Г. К. Жукова