Новый взгляд на шахматную тему

Год назад прокатилась волной новость: шахматная школа  Сергея Карякина закрывается. В сетях и в народе всплеск эмоций… На самом деле всё оказалось не так печально, а может быть даже и более рационально. В беседе с директором средней школы №1 Алексеем Геннадьевичем Пудовочкиным всё встало на свои места.  

Год назад произошло переформатирование.  Шахматная школа из самостоятельной некоммерческой организации преобразилась в шахматный класс на базе школы №1, который органично влился в образовательный процесс. Создатель школы Владислав Константинович  Дмитриев предложил директору школы взять под своё крыло готовую финансово-укомплектованную идею. Вместе с идеей было передано оборудование, комплекты шахмат, оформление кабинета. При этом школа сохранила имя. Сергей Карякин с радостью согласился на смену формата, так как увидел выполнение главной задачи, важной для шахмат, – массовый охват. «Это не наше ноу-хау, такая практика есть в некоторых саратовских и московских школах. Шахматный урок введён в учебный план, проводится один час в неделю для учащихся 1-4 классов, заменяет один урок физкультуры. Занятия проходят по  учебному пособию, рекомендованному Министерством образования. Ребята занимаются с удовольствием. Если заглянете в журнал, увидите – там даже четвёрок нет, только пятёрки», – разъяснил Алексей Геннадьевич. Он так уверенно говорил, потому что сам преподаёт малышам азы шахматной науки и наблюдает их увлечённость и горящие глаза.

Воспитательная среда

Что такое шахматы? Моё мнение – это интеллектуальный спорт. А Алексей Геннадьевич говорит, что разные взгляды существуют на этот счёт – «кто-то причисляет к науке, другие называют спортом, третьи убеждены, что это искусство. Нет смысла спорить, потому что все в какой-то степени  правы. Прошёл первый год шахматных уроков в школе, и по наблюдениям могу сказать, что шахматы помогают воспитательному процессу, учат детей достойно проигрывать и принимать поражение. В спортивных соревнованиях школьники не могут мириться с проигрышем, очень болезненно переносят поражения. Шахматы вырабатывают характер, учат из проигрыша делать выводы, анализировать свои действия, помогают воспитывать стрессоустойчивость. Современные гаджеты лишают детей индивидуальности, принимают за них решения, мешают мыслить. Шахматы становятся противовесом, прививают навыки планирования и приучают нести  ответственность за свои действия».

Расширяя границы

Шахматная школа Сергея Карякина собирала в своих стенах ребят со всего Хвалынска, из разных школ и разного возраста. После переезда в школу №1,   казалось бы, можно и успокоиться. Но было принято решение – расширить границы и предоставить возможность тем ребятам, которые посещали шахматную школу и хотели бы продолжить занятия. Так возродился шахматный кружок, который возглавил тренер-наставник с большим опытом работы  Алексей Афанасьевич Шеин. Сложился удобный формат взаимодействия. На обязательных занятиях идёт массовый охват учащихся и преподаются теоретические основы, а на кружке собираются те ребята, которые стремятся совершенствоваться в этом направлении и уже под руководством тренера постигают тонкости шахматной науки или шахматного искусства, а может спортивные навыки, это уже кому как удобно думать.

Послесловие

Разговор о планах относительно шахматной школы решили отложить. Алексей Геннадьевич сказал, что он человек суеверный, поэтому о планах расскажет после их реализации. Вы уже заметили, что мой собеседник, как педагог, в разговоре сделал акцент на воспитательные функции: «Наша задача не гроссмейстеров растить, а подготовить детей ко взрослой жизни, научить мыслить, анализировать и выстраивать перспективы». Директор школы выделил одну из главных, на его взгляд, особенностей этой игры: «Шахматы могут объединять детей и родителей». Отцы и дети  всё дальше становятся друг от друга в современном мире… Может,  пора сесть и сыграть шахматную партию?

Татьяна Фролова