И помнить страшно, и забыть нельзя

11 апреля – День освобождения узников концлагерей

Миллионы людей прошли через концлагеря нацистов во время Второй мировой войны. Фашисты хотели через устрашение сломить волю к сопротивлению людей, используя их в рабском труде, ускоряя процесс полного уничтожения «расово неполноценных лиц». Особенную жестокость захватчики проявляли по отношению к советским военнопленным. Среди них были вернувшиеся из плена наши земляки – елшанцы. Их воспоминания были записаны учениками Елшанской школы и помещены в Книгу Памяти.

Крайнов Осип Михайлович сражался под Ленинградом в составе отдельного батальона всего два месяца. Командиры бросили солдат на произвол судьбы, когда часть попала в окружение. Они продержались один месяц среди болот и лесов – кончилось питание. Ряды солдат поредели: осталось 200 человек, оборванных, обессиленных, безоружных. Группа, в которой оказался Осип Михайлович, состояла из 10 земляков: сосновомазинцев и двух хвалынцев: Егора Токмакова и Фомина. Когда попали к фашистам в плен, командира Токмакова немцы сразу повесили: его выдал предатель. Других, в т.ч. и Крайнова, увезли в концлагерь в Пруссии, где их допрашивали, били, потом загнали в шахты добывать уголь. Кормили брюквой, картошкой, иногда давали по 300 г хлеба. За невыполнение плана били палками. Чтобы не умереть с голода, варили ремни, сапоги и ели. Отчаявшиеся люди пробовали бежать, но их ловили, возвращали назад, или они были загнаны собаками. Из 200 человек осталось 70. Но они верили в победу Советской армии – по настроению фашистов видели, что разгром неизбежен. В концлагере Осип Михайлович пробыл 6 лет до 1947 года.

После Победы пленных освободили американцы и увезли в США. А когда вернули на Родину, отношение к ним было как к предателям Родины.

В Москве Крайнова допрашивали целый месяц. После проверок направили работать на московский завод и только через два года разрешили вернуться домой, в Елшанку. Как «врагу народа и предателю» работы не дали, и только председатель Павлычев из Сосновой Мазы принял Осипа Михайловича на работу. Спустя некоторое время семья переехала в Елшанку, где заведующий мастерскими в МТС Шестопалов, хорошо знавший Осипа Михайловича, доверил ему электродвижок. Пока не подключились к государственной сети, движок в руках Осипа Михайловича давал свет Елшанке ещё много лет.

Когда Осипа Михайловича приглашали 9 Мая в школу и просили рассказать о годах войны, он с трудом мог выдавить слово. Душили слёзы горечи: и помнить страшно, и забыть нельзя.

Евсеев Алексей Сергеевич попал в плен в начале войны с передовой. При затяжных боях 55-й полк имел большие потери и отступал за г. Прилуки. В местечке Малая Орша его здорово потрепала авиация и артиллерия немцев. В ночь с 23 на 24 сентября полк был окружён танками, немецкими войсками и взят в плен. Пленных гнали до Кировограда, общего лагеря для военнопленных, где содержалось более 20.000 людей. В лагере Алексей Сергеевич встретился с земляком-елшанцем Петром Лизуновым. Пытались бежать, но безуспешно. Пленных распределили к немецким бюргерам, где они пасли скот и выполняли грязную работу.

Когда у врага начались неудачи на фронтах после победы советских войск в Сталинградской битве, всех пленных быстро отправили в глубь Германии. Их поселили в бараки в 25 км от Мюнхена. Обращались, как со скотом, били, как собак, кормили плохо. Потом Евсеева и Лизунова взяли на завод слесарями. Здесь с пленными стали мягче обращаться, не били и похваливали: «Рус, гут!» – результат победы под Москвой и в Сталинграде.

Когда советские войска взяли Берлин, пленных освободили. После проверки ОО Евсеева направили в часть имени Богдана Хмельницкого. Из неё он и демобилизовался домой. Награждён медалью «За Победу над Германией». Вместе со своим другом Марагиным дожил до 60-летия Победы. (Записал Лизунов Михаил)

Марагин Александр Семёнович служил в части, которая входила в состав Прибалтийского военного округа. 1 июля 1941 года во время разведки он был окружён фашистами и взят в плен, отправлен в концлагерь сначала в Литву, потом в Латвию. Много пленных умерло от болезней и от голода. Ели мёрзлую картошку, овечьи или коровьи шкуры, палили хвосты животных. В плену (г. Бремен) пробыл 4 года до 12 мая 1944 года, пока не освободили англо- американские войска и не увезли во Францию. После возвращения на родину Марагина отправили в полк, где начинал службу: в Калининград. Он был последним ветераном войны в селе, скончался 17 февраля 2009 года. (Записал Лизунов Михаил).

Шутиков Иван Фёдорович, политрук роты во Второй Ударной армии, воевавшей под Ленинградом. На фронте был немного: в июне 1942-го его взяли в плен. Три года вдали от Родины в Германии что только не испытал! В мае 1945-го вместе с другими военнопленными был освобождён противотанковой истребительной бригадой. В ней он потом служил шофёром. В июле 1945-го получил медаль «За отвагу». (Записал Массальский Павел)

Созонов Василий Иванович весной 1941-го ушёл на фронт рядовым, сражался на Украинском фронте Брянского и Ленинградского направления в 56-м запасном стрелковом полку. В 1944 году в Эстонии был схвачен фашистами и отправлен в концлагерь в Германию, где принял нечеловеческие пытки. После освобождения, в 1945-м, снова – фронт; войну закончил в Монголии. У него нет боевых наград, но главное – он выстоял. После войны женился, трудился трактористом, воспитал с женой пятерых детей. (Записала Царёва Валентина).

Макаров Николай Георгиевич, морской пехотинец, во время войны оборонял города Эстонии, потом попал в плен. В 1945-м , освобождённый из лагеря, был старшим бригадиром по ремонту колёсных машин в Пятой Ударной армии.

Мастер на все руки: мог сшить и починить обувь, построить дом, собрать старинный ткацкий станок, чтобы на нём и в современное время можно было ткать полотно. В школьном музее «Память» имени Грызуновой хранятся предметы, сделанные золотыми руками Николая Георгиевича: колодки для обуви, маслобойка, корыта для рубки капусты, цепы для обмолота зерна.

Супруги Макаровы Николай Георгиевич и Екатерина Васильевна, труженица тыла, вырастили 6 детей и дожили до золотой свадьбы. (Записала Макарова Ольга)

Познавшие все тяготы плена: рабский труд, насилие, нечеловеческое отношение со стороны врага, – они вернулись живыми домой, не озлобились, создали хорошие семьи, вырастили достойных детей, на славу потрудились в родном колхозе и успели рассказать потомкам о тяжёлых испытаниях, завещая беречь Родину – Россию.

Н. А. Дорофеева