DT Бегущая строка новостей

Предложение 1

Главное - не обложка...

 

Иногда музейные предметы сами находят спасение от уничтожения и забвения в музее. Так и случилось на днях. Директор фонда сохранения и развития историко-культурного наследия Хвалынского района «Сосновый остров» Ирина Летягина принесла старую потрёпанную книжицу и сказала: «Это хотели сдать в макулатуру на переработку. Я забрала для вас. Вдруг эта книга представляет музейную ценность».

Книга оказалась рукописной, обернутой в обложку из грубой холстины. Она явно переписывалась не для богослужений, не из соображений церковной красоты, а для домашнего уединенного чтения, когда не важны узорчатые заставки и буквицы, а все внимание обращено на текст. Бегло пролистывая страницы, замечаю: книга переписывалась несколькими писцами - три разных почерка соседствуют на потемневших листах. Позже оказывается, что это составные части двух рукописей, которые оказались сплетены под одной обложкой.

Первый текст считывается сразу и просто - это житие Алексия, человека Божия, одного из очень почитаемых на Руси святых. Второй вызывает больший интерес: это не канонический богослужебный текст, не нравоучительное повествование. Здесь наряду с именами Иоанна Богослова, пророков Моисея и Исайи и других библейских персонажей встречается имя Наполеона Бонопарта. Оказывается, это старообрядческое «Сказание о Наполеоне-антихристе» - литературно-публицистическое сочинение староверов беспоповского толка.

Настоящее сочинение было создано в России неизвестным автором из среды староверов в первой половине XIX в. и имело хождение в отдельных рукописных списках, таких же, как попавший в музей. Сказание провозглашает появление в Европе Наполеона как чувственного (вочеловечившегося) антихриста в мире, а его поход на Россию как начало падения «Третьего Рима». Неизвестный автор, апеллируя к тексту Откровения Иоанна Богослова, пишет: «Антихрист, титин преисподний, а явится на земли по времени своему на осмый век и нарицая себя четвероипостасна имя разных тиран: по еврейскии Аввадон, по еллиньский Аполлион, а по греческий Бонапарт, а по словенскии и российскии Антихрист».

В тексте Сказания автор даже имя французского императора пишет как «Наполион», что по звучанию приближает его к имени ангела бездны из Апокалипсиса - Аполлиона.

Таким образом, текст Сказания представляет интересный материал об отношении староверов к современным им событиям истории и их трактовке в духе традиций средневекового мировоззрения.

Настоящая рукописная книга войдет в состав фондов Хвалынского краеведческого музея, и мы уверены, займет достойное место в исследованиях репертуара старообрядческой книжности Хвалынского района.

Д.Г. Дмитриенко

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Предложение 4
Реклама на сайте / Издания / Подписка / Контакты. Замечания и предложения направляйте по адресу hvzvezda@mail.ru