DT Бегущая строка новостей

Предложение 1

О селе Елшанка, «Егорьевском тож»

 

Мирным жителям  Елшанки приходилось быть  не только животноводами и земледельцами, но и  воинами.

Жил в 20-е годы XX века в Елшанке интересный сказочник-балагур, опытный свадебный дружка 74-летний Яков Григорьевич Парфёнов.

Без него не обходились ни деревенские посиделки, ни хороводы, ни свадьбы. Репертуар  у Якова Григорьевича был обширный: от обрядового и бытового народного красноречия до сказок, анекдотов, присказок-небылиц. Одна небылица о том, как герой «с заднего колеса» телеги попадает на небеса, чего стоит! А легенда, как медведь девку похитил  и  она жила у него, пока не убежала!? А откуда фамилия «Лапины» пошла?  Всё знал Яков Григорьевич, душа народа! Недаром с его  наследием  до сих пор знакомят саратовских студентов преподаватели СГУ. (Большая  экспедиция собирателей русского фольклора работала в Елшанке под руководством Б.М. Соколова и Т.М. Акимовой в 1920 году).                                        

- Давным-давно, в незапамятные  времена здесь были непроходимые леса. Кроме медведей,  жили в них лешие,  гоги  и магоги. Было у них по одной ноге и одной руке. Бегали, взявшись  друг за дружку. В болотах водились  шишиги и турки, - рассказывал  Яков Григорьевич Парфёнов.

У подножия

меловых холмов

Примерно в 1725 году  у Орлового гнезда на пяти дубах поселились опальные стрельцы-старообрядцы. Их сюда выслал из Черноречья (Нижегородской  губернии) Петр I. Раскольники образовали «починки» (новое поселение на новой территории). Сначала 6-7 дворов было. Потом  20, православных, появилось. Починки  быстро разрастались в селение. Но не хватало воды, и жители перенесли свои избы на берег Терешки.  Весной речка выходила из берегов и наносила большой ущерб.  Тогда люди стали искать новое место для жительства и постепенно обосновывались у подножия меловых холмов.

Самое

большое

село уезда

«К 1747 году, -  как записано в истории саратовского края, - в восьми уездах возникло 166 сел и деревень, среди них село Елшанка, «Егорьевское тож», основанное ясашными крестьянами (плательщиками государственного налога - «ясака»).  Жили в нем не только старообрядцы, но и «прочий беглый люд» (прятались здесь, в горах и лесах, от розысков царских людей). Земли  принадлежали Чудову, Симоновому,  Макарьевскому,  Желтоводскому монастырям. Крестьяне признавались их подданными и платили  подать». Но Яков Григорьевич Парфёнов собирателям русского фольклора оставил другую версию о времени возникновения и названии села: «После Отечественной войны 1812 года  в село приехали переселенцы из деревни  Егорьевское Московской губернии». 

Как бы то ни было, но  «в 12 верстах от Хвалынска появилось самое большое село Хвалынского уезда:  на 5,5 верст по тракту растянулось».

Жители были

состоятельны

и трудолюбивы

 «В 1855 году в Елшанке открывается храм божий, где ведет службу священник Никифор Безряднов. А в церковном доме учитель господин Бывалов организовал приходскую школу, которую посещает 28 человек. Два кабака  и бакалейная лавка купца Аброськина услужливо распахивала двери посетителям», -  записывал в своем дневнике старожил села Попов-ка Степан Иванович Митенков.

«В 1885 году в Елшанке 5 селений и 5 общин. В селениях по 348  дворов. В них  живут люди великорусской национальности. Религия у них православная и старообрядческая.  На 10 дворов  приходится 82 яблони, скота – 53 головы.  Засеяно 9400 десятин пшеницы, 800 – ржи, 1400 – овса и ячменя, 500 – проса и полбы, 100 – гречи и гороха, 128 – картофеля. Домов с тесовыми   крышами – 1683, с соломенными и камышовыми – 90;   каменных  домов – 5, деревянных –  1768. Мужчин – 3794, женщин - 4468, грамотных – 559. Всего коров – 2460, телят – 1545, овец – 9974, свиней – 945. Транспортных  орудий – 3770, рабочих лошадей - 3410, неработающих – 520». Из записей в «Настольной дорожной  книге для русских людей» В.П.Семёнова  можно сделать вывод, что жители Елшанки были состоятельны и трудолюбивы. Но  в 1880, 1885, 1887 – 1890 годах,  неурожайных, «голодных»,  многие крестьяне покидают родной дом и уезжают на заработки.

А вот бичом для мирных жителей стали  бесчисленные разбойничьи шайки, ютившиеся в глухих оврагах и лесных чащах. «В конце 18 века около села Елшанка  сидела хутором  разбойничья шайка. Она заставляла окрестных поселян платить себе дань. Поэтому, отправляясь на покос, на пашню, крестьяне не разлучались с ружьём. Жнут, бывало, а ружья при себе имеют, чуть  что и палить».  Так что приходилось  мирным жителям  быть  не столько животноводами и земледельцами, сколько воинами. 

Дорофеева Н.А.

Комментарии (1)
Наталья #
Рейтинг: 0
С интересом прочитала о селе Елшанка. Искала хоть какую-то информацию и очень рада такому описанию. У меня прадед родом из села Елшанка и поскольку я сейчас на пенсии, то наконец нашлось время поискать истоки рода своего. Фамилия его Штытёв, зовут Тимофей Иванович из крепостных крестьян. Жил во второй половите 19 века - начало 20. По рассказам о нем был егерем у помещика, но кто помещик не известно. спасибо за статью.
Предложение 4
Реклама на сайте / Издания / Подписка / Контакты. Замечания и предложения направляйте по адресу hvzvezda@mail.ru