В Хвалынском районе преподаватели и студенты Саратовской государственной консерватории имени Собинова открыли экспедицию по сёлам. Свои исследования они проводят в рамках проекта, приуроченного к Году сохранения нематериального культурного наследия. Руководитель экспедиции – Ирина Викторовна Полозова, доктор искусствоведения, профессор, проректор по научной и международной деятельности Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова.
В ходе трёхдневной экспедиции участники находили и записывали образцы духовного старообрядческого пения и народное песенное творчество.
Гости района посетили многие уникальные места Хвалынского края. Первым в маршруте оказалось село Подлесное. Здесь проживает инокиня Феврония, трудами которой построена домовая старообрядческая церковь. В этот день в гостях у инокини была гостья из Моршанска Наталья Кирьянова, которая активно изучает традиции особого старообрядческого духовного пения – «крюкового», или «знаменного». Название «знаменное пение» или «знаменный распев» происходит от невменных знаков — знамён, использовавшихся для его записи (также знаки для записи распевов в обиходе зачастую называются крюками). Известны различные типы знаменного распева и соответствующие им типы знамён — кондакарный, столповой, демественный, путевой.
Наталья Кирьянова рассказывала об основных принципах такого пения, о различных символах, используемых для записи. И, конечно, исполняла духовные песнопения и стихи – вместе с инокиней Февронией, а также своими детьми, которые тоже обучаются старинной духовной музыке.
Следующим пунктом экспедиции стало село Поповка. Здесь жительницы села, в том числе участники ансамбля «Терешаночка» под руководством Натальи Николаевны Кузьминой, собравшиеся в Доме досуга, с удовольствием делились с представителями консерватории народными песнями, которые широко бытовали среди сельчан несколько десятилетий назад. А сейчас они остаются только в памяти старожилов.
Особое внимание уделялось обрядовым песням – свадебным, похоронным и другим. Часть песен приходилось вспоминать «на ходу», ведь некоторые из них жительницы села исполняли очень давно. Например, «Ехал, подъехал пан», «Подай балалайку», «Розан мой, розан», «Журавлины длинны ноги», «Во горенке, во новой» – и многие другие. Звучали и старинные духовные песни – например, «Не унывай, душа моя…»
Встреча прошла в очень душевной, непринуждённой атмосфере .
А в завершении встречи жительницы села затеяли плясовую, увлекая в танец гостей – так что закончился вечер на добром мажорном ладу.
Далее гостей ждала экскурсия по «Музею монументальной народной живописи в “Доме со львом” и творческая встреча с жителями села Старая Лебежайка.
Планы на предстоящий уик-энд были не менее насыщенными — посещение Черемшанского старообрядческого монастыря и встреча с общиной хвалынских «спасовцев», визит к старообрядцам села Сосновая Маза, выезды в сёла Акатная Маза, Белогорное, Елховка.
Так много пунктов в маршруте — и в каждом из них живут носители тех «ручейков» в океане народного творческого наследия, что передаются из уст в уста. И иссякают, если их вовремя не сберечь.
Источник: краеведческий музей, Хвалынск