Пушкинская фраза «мы все учились понемногу…» стала девизом для учеников всех последующих поколений. Во время школьной учёбы мы, получая базовые знания, определяем для себя, какие науки (предметы) нам интересны, в каком направлении наиболее успешно будет развиваться наша профессиональная карьера. Во многом интерес учеников к тому или иному предмету зависит от таланта учителя, его способности увлечь, раскрыть способности своих учеников.
Накануне профессионального праздника Дня учителя мы встретились с Лидией Николаевной Цыгановой, учителем биологии школы № 3. В нашем разговоре мы обсудили самые разные темы, связанные со школьным образованием, и, как оказалось, любую из них можно назвать актуальной.
Лидия Николаевна, советская система образования предусматривала всестороннее и гармоничное развитие человека. Сейчас, во времена ЕГЭ, многие предметы стали делиться на главные и второстепенные, а некоторые и вовсе перешли в категорию «необязательных». Как вы считаете, к какой категории предметов можно отнести биологию?
Биология – это наука о жизни. Вернее, система наук, объектами изучения которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой. Биология изучает все аспекты жизни и в той или иной степени распространяется на все сферы жизнедеятельности нашей цивилизации. А что может быть важнее жизни?
Как сложилось ваше решение стать учителем биологии?
Родилась я и выросла в селе Сосновая Маза, училась в сельской школе, где учителем биологии была Зинаида Степановна Казарина. Она настолько увлечённо и интересно преподавала свой предмет, что биологию любили многие ученики в школе. Во время учёбы я неоднократно принимала участие в школьных и районных олимпиадах по биологии, где занимала призовые места.
Когда пришло время поступать в вуз, передо мной возникла дилемма: стать учителем или не учителем? Какое-то внутреннее чувство помогло сделать выбор в пользу педагога.
Вы знаете, сейчас вспомнился такой момент из моего далёкого детства. Девочка Лида делает маленькие тетрадки и пишет в них, а потом перевоплощается в учителя и начинает проверять написанное. Глядя на это, папа делает для неё доску. Её ученики – куклы,она мелом, который в деревне можно было запросто отыскать, выводит для них на доске какие- то слова и цифры… Папа, глядя на это, говорит: «Точно учителем будет!»
Став учителем биологии, два года проработала в родной школе, а потом продолжила работу в школе № 3, в которой я уже 15 лет. Работу люблю и стараюсь привить любовь к биологии и своим ученикам.
Вы приняли профессиональную эстафету от Зинаиды Степановны Казариной, а есть ли среди ваших выпускников последователи?
Есть выпускники, так или иначе связавшие будущую профессию с биологией. Например, Дмитрий Елистратов, Анна Кошелева, Вадим Копылцов, Карина Мордина, Юлия Алексеева, Павел Егорычев. Паша, будучи школьником, показывал блестящие результаты по биологии, неоднократно становился призёром всероссийских олимпиад.
И среди нынешних учеников есть очень способные ребята, которыми можно гордиться. Это Виктория Алтаева, Вероника Балабаева, Анастасия Балашкина, Елена Гаврилова, Артём Груничев и другие.
Признаюсь, во времена, когда я учился в школе, биология не считалась особо сложным предметом. В памяти остались какие-то пестики и тычинки… Но современные школьники, сдававшие ЕГЭ по биологии, утверждают, что могут встретиться чрезвычайно сложные вопросы…
Это действительно так. В тестах встречаются непредсказуемые задания, которые ставят в тупик даже успешных учеников. В учебниках материал иногда изложен трудным для восприятия языком. На уроках нужно придерживаться программы, поэтому ребята остаются на дополнительные занятия.
В прошлом году в нашей школе открылся Центр «Точка Роста», благодаря которому появилось новое оборудование и стало возможным проводить занятия по биологии в более наглядной, интересной форме.
Дети очень любят занятия с микроскопом, сами готовят микропрепараты для изучения. Благодаря высокоскоростному интернету, можно дистанционно получать любую необходимую информацию.
Мы долгое время тесно сотрудничаем с Национальным парком «Хвалынский». Участвуем в экологической акции «Лес для потомков», а также в различных конференциях и конкурсах.
Дополнительные занятия и сотрудничество с парком не только расширяют кругозор, но и помогают в профориентации. Наша выпускница Любовь Харитонова в этом году поступила в СГТУ на факультет, связанный с биологией и экологией. Кто-то из ребят после практических занятий в вольерном хозяйстве НП осмысленно выбирает профессию ветеринарного врача. Так что биология оказывает влияние, в том числе и на выбор профессии.
Лидия Николаевна, а что бы вы хотели пожелать коллегам в профессиональный праздник?
Крепкого здоровья, мирного неба и благодарных учеников!
Беседовал Алексей КАРПОВ