Новый учебный год ознаменовался рядом изменений. И это, в первую очередь, смогли почувствовать педагоги и школьники. Из явного – школьные линейки по понедельникам, вынос флага, «Разговоры о важном»… Но всё это, может быть, в несколько ином формате было в школе XX-го века до распада Советского Союза. А вот должность советника директора по воспитанию – абсолютное новшество.
Должность введена Постановлением Правительства РФ от 21-го февраля этого года. Полностью название новой должности звучит как «советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями».
Первого сентября в школах и техникумах 45 регионов появились «новые люди»-советники. В 2023-м году Президент обязал ввести эту должность во всех субъектах нашей Федерации. Впервые о советниках заговорили ещё в 2021-м, когда в 10 регионах стартовал пилотный проект. Чтобы наполнить содержанием воспитательную работу, Министерство просвещения и Российское движение школьников в рамках проекта «Патриотическое воспитание граждан РФ» инициировали создание новой должности для образовательных учреждений.
Навигаторы детства или «универсальные солдаты»?
Советник – это тот, кто должен влиять на систему воспитания в школе. Его должность в итоге должна отразиться на качестве событийной жизни школы и, как следствие, жизни района.
Основные функции:
помогать директору «настроить» воспитательную работу в рамках рабочих программ и календарных планов воспитательной работы.
гармонично интегрировать федеральные задачи, поставленные Российским детским центром в воспитательные программы школы
анализировать контент проводимых в школе мероприятий
вовлекать в жизнь школы тех детей, которые обычно стесняются проявить себя
работать с родительским активом, планировать с ними мероприятия.
Перелопатив материал, посвящённый новой школьной должности, пришла к выводу, что советник директора – этакий универсальный солдат, взаимодействующий с педагогическим, детским, родительским коллективами и педагогами дополнительного образования. Итогом его работы должна стать максимальная вовлечённость школьников в общественно полезную деятельность, трудных подростков в жизнь школы, а также рост числа детей-участников Всероссийских конкурсов и проектов.
Кадры на эту должность отбирали с помощью Всероссийского конкурса «Навигаторы детства 2.0». Отбор прошли 28 773 человека. Всего было подано 45 000 заявок. Специалисты прошли серьёзную подготовку.
Самолётик будущего
Первого сентября заложена новая традиция навигаторов детства «Самолётик будущего», которая ежегодно будет давать старт учебному году на школьных линейках. Самолётик Навигатор не похож на большие авиалайнеры. Свои рейсы он будет совершать не по расписанию. Он поспешит туда, где ребёнку потребуется помощь и вера в чудо – в успех.
Программа «Навигаторы детства» – это новый формат работы по воспитанию детей, который позволяет процесс воспитания сделать более современным и увлекательным. Миссия советников – менять школьный микроклимат, создавать доверительную атмосферу, которая будет формировать Личность и воспитывать достойных граждан нашей страны.
В Хвалынском районе таких миссионеров двенадцать. Сегодня мы расскажем об одном из них.
Штурман Яна
С латинского слово «навигатор» переводится как «мореплаватель». Толковый словарь даёт следующее значение – «специалист по навигации», штурман.
Шмидт Яна, студентка 4-го курса Института прокуратуры СГЮА. Яна – активная общественница, руководитель направления по организации взаимодействия с абитуриентами профориентационного сектора.
«Случайно в конце мае услышала о том, что в деканате собирают активистов для какой-то интересной презентации. Региональный координатор проекта «Навигаторы детства» и Российского движения школьников Алёна Рузанова познакомила нас с этим необычным проектом, – рассказывает Яна. – Стало интересно, подала заявку. В дистанционной форме прошла обучение на сайте РДШ, сдала все необходимые зачёты и вошла в резервные списки. А дальше – лето, отдых, любимый Хвалынск… Благополучно забываю обо всём, окунувшись в уюты родного дома… И вдруг в конце августа прилетает приглашение на Молодёжный образовательный форум «Хопёр» в Балашовском районе».
Вот так в школе № 3 города Хвалынска появился советник по воспитанию, инициативная выпускница этой же школы. Справедливая, открытая, прямолинейная, грамотная.
Честно говоря, удивлена такому смелому шагу Яны. Впереди у неё завершение учёбы в юридической академии, в данный момент ещё и прохождение практики в Хвалынском суде.
Как же реализует себя Яна в новой должности? По словам муниципального куратора Светланы Куровой, Яна – единственный советник, у которого полноценная ставка в отличие от других школ района. Во всех остальных образовательных учреждениях работают предметники, совмещая это с ¼ ставки советника.
Сказать, что Яне тяжело, ничего не сказать. Миссионерская ставка советника директора, половина учительской ставки в связи с прозводственной необходимостью – преподавание нового предмета «финансовая грамотность»… Согласитесь, непомерная нагрузка для пока ещё студентки! Но какую я испытала гордость, услышав важный вывод, сделанный Яной фактически за три недели своей работы: «Для того, чтобы учить детей и воспитывать их, нужен талант. Чтобы увлечь, чтобы они тебя не просто слушали, но и слышали». Браво, Яна, браво!
Конкретные дела советников за сентябрь:
Акция «Самолётик будущего» (символ проекта). Выпускники вручили первоклассникам капсулы времени с индивидуальными пожеланиями
Акция «Капля жизни». Школьники вспоминали события в Беслане
Интеллектуальная игра, посвящённая 210-летию со дня Бородинского сражения
Акция «Спасибо за заботу». Ученики благодарили специалистов административно-хозяйственного корпуса.
Акция «И снова в садик!». Поздравления для дошкольных работников.
Также советники-навигаторы курируют школьные линейки и освещают их проведение в социальной сети, в группе «Навигаторы детства».
В беседе Яна была очень откровенна. Она не высказывала пафосных лозунгов, не хвалилась эйфорией от должности. Не скрывала, что очень тяжело, потому что катастрофически не хватает времени.
После общения с Яной задала себе вопрос: «В чём разница между завучем по воспитательной работе и советником директора по воспитанию?» Отвечу так – новая должность, если она приживётся в школе, сможет разгрузить «бедного» классного руководителя, который разрывается между ответственностью научить предмету, подготовить к экзамену и необходимостью воспитывать.
Молодой человек быстрее поймёт детей и найдёт с ними общий язык, он сам ещё не закостенел от всяческих инструкций и открыт для диалога. Лучше разбирается в виртуальном пространстве, которое стало частью жизни ребят. Только для этого, действительно, нужны молодые люди, которые не будут обременены различными ставками. Вот тогда навигаторы смогут стать истинными наставниками детей, чтобы они по-настоящему реализовывали свои возможности.
Светлана БЫСТРОВА