Сопровождаемое проживание. Что это такое и для чего нужно?
Мы давно привыкли к тому, что в нашей стране основным местом проживания людей с ограниченными возможностями здоровья и различными нарушениями являются стационарные организации социального обслуживания – психоневрологические интернаты. Однако такому закрытому образу жизни есть альтернатива – сопровождаемое проживание.
На сегодняшний день оно больше распространено в зарубежных странах, однако и в нашей стране есть успешные примеры подобных проектов. А рациональность такой стационарозамещающей технологии становится всё более очевидной.
Основная цель данного проекта – помочь людям с особенностями здоровья повысить навыки самообслуживания, научиться самостоятельной жизни без посторонней помощи или с минимальной помощью, чтобы в дальнейшем быть максимально независимыми и успешно интегрироваться в общество, адаптироваться в социальной среде. Инвалидам предлагается возможность проживать в максимально похожих условиях и заниматься бытовыми делами: вести хозяйство, готовить, организовывать бюджет, пользоваться техническими средствами, девайсами, транспортом и подобное. Естественно, они не предоставлены исключительно сами себе – всё происходит под наблюдением специалистов.
Важность проекта заключается в том, что он подразумевает иное отношение к инвалидности. И это иное отношение должно сформироваться именно у нас, у тех, кто живёт обычной жизнью и не задумывается над тем, что существуют граждане «особенные», которые находятся за забором психоневрологических интернатов или других подобных учреждений. При правильном подходе эти люди вполне могли бы вписаться в нашу жизнь.
Стационары – это закрытые социальные ниши, которые не дают возможности людям с ОВЗ вписаться в общество, создают коммуникативные барьеры между ними и обычными людьми, поощряют пассивно-профессиональное поведение инвалидов на рынке труда.
Сопровождаемое проживание – это новый подход, который направлен не на устранение «дефектов» и изоляцию инвалидов, а на преодоление препятствий, которые мешают им интегрироваться в полноценную общественную жизнь, и на предоставление им равных прав, возможностей, ответственности и независимости.
Успешный опыт социализации Хвалынского
Дома-интерната для престарелых и инвалидов
Готовой системы сопровождения, которую можно было бы использовать по принципу «бери и делай» в нашей стране нет. Но есть опыт апробации разных моделей и лучшие практики – более или менее крупные локальные проекты. Тут можно отметить город Санкт-Петербург, наиболее продвинутый в подобных проектах.
Не только крупные агломерации могут похвастаться успешным примером, но и наш Хвалынск тоже. Об этом нам рассказали Хамзин Равиль Ашрафович, директор Хвалынского Дома интерната для престарелых и инвалидов, и Агаева Ольга Анатольевна, психолог.
Равиль Ашрафович, расскажите о своём успешном опыте социализации «особенных» людей. Мы знаем, что далеко не все учреждения подобного типа в регионе могут похвастаться такой удачной практикой.
Да, такой опыт у нас имеется и поначалу мы боялись об этом говорить – а вдруг что-то пойдет не так… Но сейчас уже три наших воспитанника можно сказать вышли в «свободное плавание», и у них всё прекрасно получается. Они очень этого хотели и прикладывали максимум усилий – и это первый и очень важный момент на пути к самостоятельной жизни. Понятно, что необходимы средства для проживания – на что, собственно говоря, жить. У ребят, которые вышли из наших стен, есть пенсии. Это второй и очень важный момент.
Дальше нужно трудоустройство – они работают у нас, плюс подрабатывают, в городе они просто нарасхват: копают огороды, чистят снег, дрова рубят, яблоки собирают. Они очень трудолюбивые и выполняют порученную им работу зачастую лучше, чем обычные люди. И, конечно, третий, не менее важный момент – кураторство. Мы внимательно наблюдаем за жизнью наших подопечных. Понятное дело, что нам проще это делать, поскольку они трудоустроены у нас, но даже если ли бы это было не так, мы бы всё равно продолжали за ними присматривать.
Действительно, наш опыт можно считать очень успешным, поскольку наши проживающие создали семью, взяли кредит, купили дом и родили двух деток, которые воспитываются в любви и заботе.
Ольга Анатольевна, каковы ваши дальнейшие действия и перспективы в этом благом деле?
Мы только в начале пути и планируем создать комнату для адаптации людей с инвалидностью и социализировать их. Проще говоря, проживающие должны научиться выполнять самые обычные бытовые дела самостоятельно. Человек должен чувствовать уверенность в своих навыках, чтобы начать жить самостоятельно. Он должен уметь готовить, поддерживать своё жилище в порядке, платить по счетам и многое другое, что мы делаем обычно в нашей жизни.
Понимаете, зачастую люди заблуждаются, полагая, что граждане с ментальной инвалидностью не способны к самостоятельной жизни – это не так. Возможно, они не станут математиками, физиками, но многие рабочие специальности вполне могут освоить и делать это очень хорошо. Надо только помочь и поддерживать их стремление жить самостоятельно.
Наша задача – научить таких людей обходиться без посторонней помощи. Хотя в определённой поддержке и кураторстве с нашей стороны, возможно, они будут нуждаться очень долго.
Понятно, что дальнейшее развитие невозможно без обучения, без профессиональных кадров, которые будут этим заниматься, поэтому мы в своём учреждении к вопросу профессиональной подготовки кадров подходим очень щепетильно.
Вы же знаете, что у нашего директора есть своя система качества, и мы от неё не оступаем. Прошли обучение в благотворительном фонде «Старость в радость», учились методам ухода за пожилыми людьми, кроме того, это обучение психологов, тренеров, всех тех, кто отвечает за систему долговременного ухода. Это комплекс обучающих уроков.
К примеру, адаптивная одежда. Это такая одежда, которую могут самостоятельно одеть люди к примеру с ЦП или другими ограничивающими двигательную функцию заболеваниями. В фонде нам показали решение данной проблемы с помощью специальной одежды, например, с замками по внешнему шву, ведь каждый хочет всё делать сам, это естественная потребность человека.
Мечтаю сделать у нас «коридор занятости» для особо беспокойных проживающих, чтобы им было чем заняться. У пожилых людей и людей с ментальной инвалидностью часто бывают признаки беспокойства и зацикленности. Выполняя какие-то простые действия – они успокаиваются. Это обучение толерантности к таким людям – ни в коем случае им нельзя «в лоб» озвучивать их проблемы. Они устроены по-другому, нельзя ожидать от них слишком многого, добрее надо быть.
Приведу несколько примеров: жила у нас одна бабулечка, которая всё время собиралась на дискотеку, красилась, прихорашивалась, а в один не самый прекрасный момент санитарочка подвела её к зеркалу и сказала: «Посмотри на себя, какая дискотека может быть?» – и бабулечка испугалась, стала кричать: «Что ты со мной сделала!», а зачем нужно это было делать? Нужно ей собираться на дискотеку – пусть собирается.
Другая проживающая любила рвать бельё на тонкие полоски, честно говоря, нам не очень это нравилось, а вот там как раз и учат тому, что раз она это делает, значит, ей это необходимо, значит, надо дать ей ветоши побольше и пусть рвёт…
У нас очень много идей, но бывает, не хватает возможностей, но мы к этому стремимся.
Равиль Ашрафович, сопровождаемое проживание – это пока только ваш проект, и вы его основываете на своём успешном опыте, но непонятно, будет ли он поддержан или нет, я правильно понимаю?
Мы подготовили проект «Сопровождаемое проживание», пока не можем сказать, будет ли он финансироваться или нет, но в любом случае будем работать в этом направлении и пытаться использовать все возможности для полной социализации тех, кто на это способен. Будем верить в лучшее, конечно.
Татьяна Ушакова