Перебирая архив отца Пестравского Адольфа Степановича, я обнаружила наброски статьи о Ларисе Михайловне Рейснер, прототипе главной героини пьесы драматурга Всеволода Вишневского «Оптимистическая трагедия».
Вспомнила, что давно, в семидесятые годы прошлого века, школьницей познакомилась с этим произведением на факультативе по литературе. Смотрела одноимённый художественный фильм 1963 года режиссёра Самсона Самсонова, представленный на Каннском фестивале и высоко отмеченный жюри. Советский фильм, на который было продано 46 миллионов билетов, был признан лучшим фильмом года, а Маргарита Володина, сыгравшая главную героиню, была названа лучшей актрисой года читателями советского киножурнала «Советский экран».
Какое отношение имеет Лариса Рейснер к нашему городку на Волге? В небольшой заметке под псевдонимом «А. Степанов» в газете «Звезда» от 27 ноября 1965 года я нашла ответ на вопрос. Оказывается, осенью1918 года Лариса Рейснер, комиссар Генерального штаба ВМФ страны, вместе с наркомом, «отцом Красной армии» Львом Троцким, военными специалистами и политработниками объезжала фронты, глубоко изучала положение молодой советской армии, агитировала вступать в красные отряды и дивизии. По свежим следам боёв и военных событий она писала очерки и рассказы, которые составили книгу «Фронт» – одно из первых замечательных произведений советской литературы.
Это была она, Лариса Рейснер…
Елизавета Константиновна Серова, жительница Хвалынска, свидетель революционных событий и гражданской войны, вспоминала:
Однажды на улице нашего города я увидела грациозную и изящную всадницу. Одетая в защитного цвета брюки и строгий френч, с небольшим пистолетом на боку, в фуражке и удлинённым козырьком, она ловко сидела на рыжеватой стройной лошади с тонкими бабками, перевязанными марлей. Меня удивила красота и уверенная, спокойная посадка молодой наездницы. Волосы, расчёсанные на прямой пробор, аккуратно уложены на голове и скрыты под фуражкой, чёрные длинные брови, как крылья, большие синие глаза смотрят строго и внимательно… Это была Лариса Михайловна Рейснер. Когда я читаю её произведения, всегда она передо мной встаёт юная, энергичная и изумительно красивая…
Ларису Михайловну Рейснер с восторгом вспоминала не только библиотекарь школы-интерната и художница Елизавета Константиновна Серова из глубинки, но и многие известные люди: поэты Николай Гумилёв, Александр Блок, Борис Пастернак, Осип Мандельштам, Всеволод Рождественский, писатель Максим Горький, журналист Михаил Кольцов. Её часто сравнивали с метеором, оставившим глубокий отпечаток и на биографиях первых революционеров: Фёдора Раскольникова, Льва Троцкого, Карла Радека.
В 1917-м поэт и прозаик, журналист Лариса Михайловна Рейснер, владеющая несколькими иностранными языками, становится секретарём наркома просвещения Анатолия Луначарского и членом петербургской комиссии по сохранности исторических ценностей и памятников искусства. Через год она вступила в ВКП (б) и была назначена на пост комиссара Генерального штаба ВМФ страны. Именно Ларисе Рейснер приписывают залп с легендарного крейсера «Аврора», возвестивший о штурме матросами Зимнего дворца и о начале новой эры.
Участие в «пароходной войне» на Волге недалеко от Хвалынска
В 1918 году началась кровопролитная «пароходная война» на Волге между белой и красной флотилиями. На корабль, где после революции царит анархизм, алкоголизм и венерические заболевания, приезжает комиссар в юбке с важным заданием: надо погибнуть ради победы мировой революции. Матросам свою цель Рейснер объяснила просто: «Условия ставим, потому что их принимают. Потому что за нами идут». И ей не страшно, что у них разруха в головах, жестокость и морок. Облачась в элегантную солдатскую шинель, бойкая и красивая Лариса взяла на себя командование сотнями матросов Волжской флотилии. Они отнеслись к ней иронично: как может эта избалованная женщина находиться в эпицентре боёв? И устроили ей экзамен: посадили на катер и отправили под шквальный обстрел в ожидании, когда эта «красотка» сбавит тон и попросится назад. Но во имя Революции ничего и никого не жалко: ни собственной жизни, ни жизни врагов, ни жизни красных трусов – предателей. Моряки испугались и повернули назад, в то время, как пассажирка, прекрасно умевшая стрелять, возмущалась их трусостью. Одним из этих матросов был Всеволод Вишневский – будущий драматург, впоследствии воспевший «прекрасную комиссаршу» в пьесе «Оптимистическая трагедия».
Жизнь – легенда
Её жизнь – красивая трагическая легенда, а страницы короткой биографии полны драматизма. Вот она ведёт революционных матросов в бой. Вот стоит на капитанском мостике во время страшной баталии на Волге, не уступая, а порой и превосходя силой духа и выносливостью самых крепких мужчин. Вот она, доставляя секретные документы, пробирается через враждебные территории; попадает в плен и умудряется бежать. «Самая элегантная революционерка Гражданской войны», оказываясь в центре всевозможных приключений, многократно подвергала себя риску и могла погибнуть в бою…(Ей исполнилось всего тридцать лет в феврале 1926 года, когда она умерла от брюшного тифа, выпив глоток сырого молока).
Даже спустя 100 лет со дня окончания Гражданской войны такой «великолепный, редкий, отборный человеческий экземпляр», как Лариса Михайловна Рейснер, и пьеса Вишневского «Оптимистическая трагедия» интересны российским режиссёрам, актёрам и зрителю. «Невыносимо талантливо!» – такова оценка спектаклю Виктора Рыжакова, номинированному на 9 премий «Золотая маска» в 2019 году.
Н. А. Дорофеева