С 12 января по 28 февраля 2023 года в художественно-мемориальном музее К. С. Петрова-Водкина экспонируется фотовыставка Виталия и Антона Кошкиных «Россия, которая рядом», направленная на привлечение внимания к вопросам сохранения архитектурных памятников.
Концепция выставки – показать интересные памятники российской истории и архитектуры, важнейшие точки на культурной карте области, открытие для зрителя России, которая рядом.
От фотографии к фотографии зритель сможет совершить своеобразное путешествие в прошлое, где древние стены остаются свидетелями исторических событий. Путешествуют многие, но путешествуют в другие страны, зачастую не зная сокровищ истории и культуры своей собственной страны и тех мест, в которых они живут.
Виталий Александрович давний популяризатор природного памятника «Национальный парк “Хвалынский”», немало времени он провёл в схронах на его территории, чтобы поймать в фокус фотоаппарата купающегося лося или танец бабочки.
Он автор эколого-патриотической программы «Хвалынские холмы» и замечательных альбомов о флоре и фауне этого заповедника.
В художественно-мемориальном музее К. С. Петрова-Водкина Виталий Александрович Кошкин – желанный гость. В его биографии много географических точек на карте Саратовской области: Пугачёв, в котором он родился, Энгельс, Балаково, где он работал, Саратов, с которым связана большая часть его жизни.
Страсть к перемене мест свойственна Виталию Александровичу. И особенно она обострилась за последние 20 лет, когда Виталий Александрович стал фотографом не только «выходного дня», а, наконец, когда осуществилась его мечта свободно заняться тем, что с 12 лет было его хобби – фотографией.
Ещё во время учёбы в Саратовском политехническом институте в 1970-е годы Виталий был фотокорреспондентом институтской газеты «За инженерные кадры», сотрудничал с газетой «Заря молодёжи».
Теперь профессиональный интерес фотографа распространился на всё пространство Саратовской области. Его знают практически во всех районах, он проехал не одну тысячу километров, чтобы добраться в самые удалённые уголки. Но благодаря интересу Виталия Александровича к родному краю, огромной выставочной и издательской деятельности, жители области и её гости имеют возможность познакомиться со многими интереснейшими природными и культурными объектами на географическом пространстве региона.
До недавних лет Виталий Александрович позиционировал себя «фотографом-анималистом». Действительно, в области редкие его коллеги занимаются этим жанром. Он снял многих животных, насекомых, птиц в их среде, часами выжидая свою «модель», поражая своей выносливостью и терпением.
Неслучайно с начала 2000-х он сотрудничает с журналами «Охотник» и «Муравейник». Но постепенно он стал всё больше выходить за рамки анималистического жанра. Не только природные ландшафты, но и архитектура русской провинции стала ему интересна. Большое количество памятников архитектуры в России сегодня находится под угрозой. Каждый год безвозвратно исчезают сотни объектов, представляющих культурную или историческую ценность, многие из которых не изучены историками и археологами. Созданные гением лучших архитекторов своего времени, они оказались беззащитны перед стремительным ходом времени и разрушительной силой человека. Единственный шанс сохранить для будущих поколений память о них – фотофиксация. И Виталий Александрович занят важнейшей миссией: обратить внимание на архитектурное достояние области.
На выставке представлены фотографии, на которых запечатлены как исчезающие памятники архитектуры, например, храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы села Ключи Вольского района или храм в честь Казанской иконы Божией Матери села Мокрое Петровского района, так и возрождённые, как храм Покрова в селе Сосновка Аткарского района или храм в честь иконы Божией Матери Знамение в селе Черкасское Вольского района. Сегодня эти образы, не оставляя равнодушными человеческие сердца, взывают к сохранению бесценного национального культурного наследия.
В последнее время возникли и новые технические возможности для панорамной съёмки – квадрокоптер, появился у фотографа помощник и коллега в лице сына Антона.
Часто под словом «пейзаж» понимаются виды нетронутой человеком природы, но такой природы фактически уже не существует. В любом пейзаже можно найти следы вмешательства человека. Часто пейзаж несёт в себе отпечатки промышленного освоения, и то, что мы видим каждый день, но предпочитаем не замечать – маршрутные такси, торговые центры, небольшие домики и заборы частного сектора – всё, что связано с понятием «урбанистика», можно увидеть на снимках Антона Кошкина. Саратов меняется, а его архитектурные и исторические доминанты продолжают гармонично существовать в городской среде. И на выставке представлены виды с птичьего полёта на Свято-Троицкий собор, храм Покрова Пресвятой Богородицы Саратова, на церковь Казанской Божией Матери в Петровске, пожарную каланчу в Аткарске, маслобойный завод и мельницу Н. В. Скворцова в Саратове.
Кошкины – авторы многих фотоальбомов и видео – своеобразных «визитных карточек» районных городов Саратовской области. С некоторыми из них зрители выставки могли познакомиться на её открытии.
По словам Виталия Александровича, история создания этих альбомов напоминает подготовку к съёмкам полнометражного фильма и начинается в тот самый момент, когда автор отправляется в своё путешествие по новым вдохновляющим тропам.
Выставки фотографов экспонировались в Москве на выставочных площадках ВДНХ, Экспо Крокус, Дарвиновского музея, музея им. К. А. Тимирязева, в Федеральном собрании, во многих музеях Саратова и области.
Это уже третья выставка фотографа, которая знакомит жителей города и его гостей с новой гранью «фотографических исследований» Кошкиных – архитектурой, как неотъемлемой частью культурного кода страны.
Валентина Ивановна БОРОДИНА