ИЗВЕСТНЫЙ ХВАЛЫНСКИЙ КРАЕВЕД РАССКАЗАЛ О «ПРОКЛЯТИИ» ХВАЛЫНСКА: ВЫЖИМНЫХ ГРУНТОВЫХ ВОДАХ

Бытует стойкое мнение, что проблема выжимных грунтовых вод, из-за которых происходит заболачивание отдельных земельных участков на территории города и района, началась с момента запуска Саратовской ГЭС и строительства у нас защитной дамбы. Что эти события, якобы повлияв на естественные процессы подъёма и опускания грунтовых вод, нарушили условия, созданные мудрой природой. Но Волга к подъёму грунтовых вод в разных местах города отношения не имеет.

По мнению известного краеведа и исследователя родников, находящихся на территории Хвалынского района, Валерия Евгеньевича Лаврова, «заболачивание» отдельных (очаговых) участков почвы в городе и за его пределами «было испокон веку». Виной тому – плотные слои серой глины, которые являются одним из почвенных пластов, сформированных на территории нашего района ещё в меловой период.

Эти глиняные пласты пропускают в недра земли лишь незначительную часть почвенных вод, а остальная водная масса выдавливается на поверхность в нижележащих местах. Она (выжимная вода) появляется при определённых условиях, особенно после снежных зим и обильных дождей в летне-осенний период. В этом немалую роль также сыграл и такой фактор, как расположение водоносного горизонта Хвалынских гор.

Вода “Живая” и “мёртвая”

Однажды, в ходе изыскательных работ (цель которых – поиск дополнительных источников пригодной питьевой воды), проводимых на территориях совхоза «Садовый» и «Винсовхоза», были пробурены скважины глубиной до 140 метров и диаметром до 30 сантиметров (до второго водоносного горизонта с серой глиной). Воды оказалось мало, и она была плохого качества.

Эти изыскания, имевшие ещё и научную подоплёку (изучение почвенных слоёв), дали неожиданный, можно сказать, сенсационный результат. Во время бурения третьей скважины (около Волги) выяснилось, что под слоем глины присутствует ещё один, третий по счёту водоносный горизонт с тёплой (свыше 20 градусов) артезианской (напорной) солёной водой, содержащей сероводород. С большой долей вероятности можно допустить, что эта вода сохранилась там ещё со времён древнего моря.

В связи с этим открытием даже появилась перспектива открытия лечебницы с использованием целебной сероводорной воды. Этот проект обсуждался, однако то ли из-за отсутствия финансирования, то ли по другим причинам был вынесен вердикт: найденная вода «недостаточно целебная». Но как бы ни было, стало понятно, что вода «древнего моря» – природный гидрозатвор – является ещё одной причиной того, что почвенным водам в более глубокие слои недр путь закрыт.

История появления “Гиблых” мест

По словам Валерия Лаврова, в разное время предпринимались попытки решения проблем, связанных с выжимными водами. В Хвалынске ещё с дореволюционных времён были известны «болотистые места», малопригодные для комфортного проживания. Строения гнили и разрушались, в погребах стояла вода (её откачивали, но она появлялась снова). В огородах росло всё плохо или вовсе погибало. В определённые времена года, когда выпадало особенно много осадков, такие участки становились воистину гиблыми местами, где только хвощ и камыш чувствовали себя прекрасно.

Такие места (со сложившимися контурными границами) были на Верхней и Нижней Слободках, на улицах Советская в районе маслозавода, 1 Мая, Ленина (в разных частях города от ФОКа до Кучугур). А также в районе контор совхоза «Садовый», Национального парка и многих других местах, включая садоводческие участки. Болотистые места, где на поверхность выходят выжимные воды, есть и в сельской местности, практически повсеместно.

Собственно, воды в низинах выходит немного, но она вытекает круглые сутки, порой месяцами, и в результате местность превращается в болото.

Выжимная вода считается «мёртвой». Она имеет желтоватый цвет, по своим свойствам «жёсткая» настолько, что мыло в ней сворачивается. Эта вода непригодна для поения домашних животных и полива (томаты ещё терпят, а вот огурцы после поливов такой водой погибают).

С «верховодкой» в сёлах издавна боролись трудозатратным, но действенным способом: её отводили с помощью дренажных канав в ручьи и овраги. Как рассказал Валерий Евгеньевич, не так давно к нему за консультацией обратился один известный в нашем городе садовод. На одном из его яблоневых участков дренажные воды создавали ситуацию, при которой использование техники было невозможно. Лавров, будучи опытным агрономом, предложил проложить от мочажины наклонную дренажную канаву и заполнить её фашинами (связками веткок), чтобы предотвратить заиливание. После проведённых мероприятий проблема с заболачиванием сада была успешно решена, дренажная система исправно работает уже несколько лет.

По мнению Валерия Евгеньевича, чтобы решить проблему выжимных грунтовых вод в Хвалынске, необходимо обустроить общегородскую сборную дренажную систему, способную «перехватывать» грунтовые воды до выхода на поверхность и распределять их в центральную отводную трубу. Дренажная система, по мнению Лаврова, должна иметь форму веера, к центру которого должны сходиться лучи – вспомогательные трубы.

Это дорогое удовольствие, потому что, прежде чем решиться на масштабные строительные работы, необходимо провести изыскания, подготовить проект.
Я рад, что новый глава района, Алик Васильевич Сабрига, понимает важность этой проблемы, собирает предложения, проводит встречи-консультации, чтобы постепенно найти пути эффективного решения, – констатировал Лавров.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Сергей Александрович Хламов, руководитель МУП «ВОДОКАНАЛ»

Минувшие лето и осень были дождливыми, и процесс того, как почва избавляется от излишних грунтовых вод, можно наблюдать даже сегодня. Несмотря на морозы, со склонов оврагов продолжает «выдавливаться» влага. Вода, скапливаясь на дне оврагов, не замерзает. Это удивительное явление – свидетельство интенсивного и непрекращающегося процесса, который я лично наблюдал на днях.

По поводу выжимных грунтовых вод в Хвалынске есть только одно эффективное решение: сооружение централизованной дренажной системы и её обслуживание. Пока этого нет, жителям города необходимо следить за своевременной выкачкой выгребных ям. Поясню: где-то 80% выгребных ям в городе не являются герметичными, поэтому колоссальное количество воды из выгребных колодцев уходит в почву.

Для наглядности приведу такой пример: ёмкость выгребной ямы, состоящей из трёх бетонных колец, диаметром 1,5 метра – вмещает 4,5 куба воды. За месяц семья из 3-4 человек тратит на разные бытовые нужды около 10 кубов воды. Вопрос: куда уходит использованная вода из выгребной ямы? Естественно, в почву, которая потом тем или иным способом вернёт её на поверхность.

Хорошо, если в течение года выкачка воды производится дважды, а некоторые хозяева домовладений не заглядывают в ямы годами, в отдельных случаях – десятилетиями. Мол, если вода сама уходит, то зачем её откачивать? Имея сведения о том, в скольких городских домовладениях имеются выгребные ямы, можно хотя бы приблизительно подсчитать сколько «хозяйственной» воды попадает в почву. Предполагаю, что эта цифра окажется очень внушительной!

Сергей Викторович ДЕМЕНТЬЕВ, бывший руководитель МУП «ВОДОКАНАЛ»

Я думаю, что о «физике» грунтовых вод вам уже подробно рассказал Валерий Евгеньевич Лавров, поэтому скажу своё мнение по тому, как хотя бы снизить риск дальнейшего «заболачивания» города.
Не секрет, что в Хвалынске недостаточно ливневых сетей, а те, что имеются, обслуживаются от случая к случаю сотрудниками «Службы благоустройства Хвалынска». У нас нет организации по обслуживанию ливневой сети, а значит, никто по-настоящему не следит за её состоянием и не отвечает за ситуацию.

Для комплексного решения проблемы необходимы значительные, непосильные для местного бюджета финансовые вложения, поэтому вопрос отведения выжимных грунтовых вод долгие годы остаётся открытым. Есть надежда, что когда-нибудь появится возможность войти в федеральную программу, получить целевые средства, но…

На мой взгляд, проблему нужно начать решать хотя бы с создания организации, которая будет заниматься содержанием ливнёвки, поэтапно проводить дренажные работы и хотя бы что-то делать в этом направлении.

Алексей КАРПОВ