«Уважаемая Наталья Владимировна, добрый день!
Лариса Игоревна Горюнова сообщила мне, что
в апреле этого года ваша школа планирует
отметить 85-летие своей работы. Думаю, что
это просто великолепный замысел, ибо юбилей
будет зримым свидетельством преемственности
поколений, послужит хорошим примером их духовного
единства, а ведь это особенно необходимо
нам всем сегодня! Так как моя мама, Амалия
Николаевна Пронина (в девичестве Басова), тоже училась
в вашей школе, а потом, окончив СГПИ,
всю жизнь отдала
учительской стезе, то считаю
ваш грядущий праздник родным и для
себя (мамы, к сожалению, уже нет в
живых). Слова приветствия и несколько фотографий
из маминого архива прилагаю к этому письму.
Искренне желаю вам всего самого доброго!
Пусть праздник пройдёт отлично!
С уважением, Н. М. Пронина»
Существует замечательное высказывание о том, что «все мы родом из детства». Это, действительно, глубоко верная, мудрая мысль, Именно в детские годы формируются главные основы личности человека, в детстве впервые приходят к нему те мысли и мечты, которые впоследствии могут определить всю его дальнейшую жизнь. В душе ребёнка как бы незримо пишется алгоритм, программа на будущее. И бесспорно то, что, наряду с семьёй, в этом процессе огромную, а порой решающую роль, играет ШКОЛА, родная школа, «где десять классов пройдено, и где мы слово «Родина» впервые прочитали по складам…»
Отмечающая ныне славный юбилей Хвалынская общеобразова-тельная средняя школа № 3 является РОДНОЙ ШКОЛОЙ для моей мамы Амалии Николаевны Прониной (Басовой). Мамы, к сожалению, уже нет в живых, но свою светлую, благодарную память о школьных годах она сумела передать мне, дочери. И, думается, не только Память…А потому, на правах такого близкого родства, хочу тоже искренне приветствовать Юбиляра и с сердечной признательностью рассказать о судьбе одной из её учениц.
Итак, моя мама из выпуска, который учился с 1941 по 1951 год. Уже только эти даты пронзительнее любых слов напоминают о том, что самые светлые годы ребятишек той поры – годы детства, годы ученичества – пришлись на время Великой Отечественной войны, годину самых тяжких испытаний для всей нашей большой страны. Казалось бы, какая могла быть учёба? Полноценное усвоение знаний? Воспитательный процесс? И тем не менее всё это было! А главное, были УЧИТЕЛЯ, невзирая на все трудности, относившиеся к своей работе так, что в жизнь поднялось то, безо всякого преувеличения замечательное, поколение людей, которых мы теперь называем «дети войны». Ведь это именно на их ещё совсем юные плечи лёг груз беспримерно быстрого послевоенного восстановления экономики, именно они первыми вырвались в Космос, проложив туда дорогу для всего человечества!
«Нас настраивали так, что мы, действительно, хотели учиться, пусть и не хватало для этого порой самого простого, – вспоминала мама. – Не было тетрадок, мы их делали сами из старых газет. Не хватало учебников, и одноклассники делились книгами с теми, у кого их не было, даже очередь организовывалась: сегодня учу я, завтра Маша, послезавтра заходи, почитаем вместе. И уроки готовились всегда вовремя, несмотря на то, что при свете коптилок. Я не говорю, что двоечников не было (и теперь звучат у меня в душе мамины слова). Были, были и двоечники, и отстающие. Но как же искренне мы старались им помогать, как брали на поруки чуть ли не всем классом! А ведь и в этом тоже заключалась воспитательная, направляющая роль наших педагогов. Нас действительно стремились растить в духе товарищества, дружбы, взаимной помощи и поддержки».
И ещё такую деталь вспоминала моя мама из своего далёкого военного детства: среди знакомых ребят было очень много детдомовцев. Ведь тихий, маленький Хвалынск, где никогда не существовало крупных промышленных предприятий, по большому счёту тоже работал на оборону, работал на общую Победу, принимая и спасая будущее страны – ДЕТЕЙ. Ибо город, население которого до начала войны насчитывало всего 15 000 человек, принял у себя 10 000 детей, эвакуированных из захваченных врагом районов и областей Советского Союза. Для них (в зданиях бывших санаториев и пансионатов) открыли семь детских домов. Подчеркну ещё раз: семь детских домов, где каждому эвакуированному ребёнку маленький провинциальный городок дал не только кров и хлеб, но и возможность учиться в школе. И всё это вместе тоже являлось своего рода УРОКОМ для юных детских душ – уроком добра, сплочённости, уроком того, что чужой беды не бывает.
А обучение в школе, с благодарностью вспоминала мама, велось именно качественно, полноценно, и тот, кто хотел, мог продолжить образование в вузах, техникумах. В каждой школе, каждом детдоме существовала своя библиотека. Детям сызмальства прививалась любовь к книге, Подлинный культ книги, стремление к знаниям, к получению образования ради будущей работы – являлось общим, горячим настроем молодёжи тех лет. Это веско подтверждается простым фактом того, что БОЛЬШИНСТВО выпускниц маминого класса после окончания средней школы – маленькой провинциальной школы! – поступили именно в вузы, стали хорошими специалистами, достойно прожили жизнь, отдавая все силы избранной ещё в юности профессии. Так, например, одна из близких маминых подруг-одноклассниц Лариса Игоревна Горюнова (Ефимова), окончив Саратовский строительно-автодорожный институт (ныне Саратовский государственный технический университет), многие годы плодотворно трудилась инженером-строителем. А другая близкая подруга мамы – Людмила Мирославовна Шальда – уехала в Киев, где окончила физмат Киевского университета, потом аспирантуру, успешно защитила диссертацию и, став кандидатом физико-математических наук, более полувека вела научную и преподавательскую работу в Киевском политехническом институте.
Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что школьные учителя уделяли внимание не только хорошему усвоению детьми собственно учебной программы, велась также и большая внеклассная работа, направленная на развитие творческих способностей, повышение общего культурно-интеллектуального уровня учащихся. В школе существовало много кружков по интересам, устраивались концерты художественной самодеятельности, танцевальные вечера для старшеклассников.
Работал в школе и драмкружок. Драмкружок, именно благодаря которому через всю мамину жизнь прошла светлая Сказка. Сказка и верная человеческая дружба – тоже через всю жизнь. С самых ранних лет мне довелось быть свидетелем этой дружбы, а потом с трепетом подхватить её живую нить, когда мамы не стало. Позволю себе привести здесь подробности этой давней, давней истории.
В канун Нового 1950 года девчонки из класса моей мамы решили поставить и сыграть на сцене родной школы сказку о Золушке. Ввиду того, что ещё с 1943 года школа стала женской (в СССР тогда было принято раздельное обучение мальчиков и девочек), маминым одноклассницам – «гимназисткам военной поры», готовя спектакль, пришлось распределить между собой как женские, так и мужские роли Роль Золушки поручено было исполнять уже упомянутой выше Л. М. Шальда (в те времена просто Лючке), роль Короля – Л. И. Горюновой (а тогда Ляле Ефимовой), роль же Принца по общему решению досталась Аме Басовой, моей будущей маме… Не могу также не вспомнить и ту важную деталь, что де-корации к спектаклю девочкам помогла соз-дать мама Люды Шаль-да, Евгения Владими-ровна Шальда– профес-сиональный художник, талантливый скульп-тор, в своё время пода-рившая городскому парку Хвалынска вот такой замечательный фонтан (фотография из архива Л. М. Шальда).
Успех премьеры был оглушительный, о ней говорил весь город! Со школьных подмостков девочек пригласили сыграть их постановку даже на сцене общегородского Дома культуры. А сохранившаяся в архиве моей мамы вот эта фотография долго красовалась на Доске Почёта возле здания Хвалынского Горсовета.
Амка – Принц при шпаге и Золушка – Лючка в воздушно-белом бальном платье вызывали просто всеобщий восторг! Когда они танцевали свой заветный вальс, туфельки Золушки вдруг вспыхивали, начинали светиться, как и полагалось настоящим хрустальным башмачкам. Секрет волшебства заключался в том, что папа Лючки придумал прикрепить к туфелькам маленькие лампочки. А от лампочек шли тонкие незаметные провода, соединявшие их с батарейкой, спрятанной в поясе платья…
Вполне понятно, что громкий успех первой постановки повлёк за собой новые – школьный драмкружок работал взахлёб. Уже в преддверии весенних каникул девчонки вдохновенно сыграли сказку «12 месяцев», а потом замахнулись даже на «Катерину» Островского. Но лучисто-радостная, романтическая «Золушка» всё же осталась в памяти хвалынчан непревзойдённым шедевром. Не забудем: всего лишь несколько лет прошло на тот момент, как закончилась самая страшная в истории человечества Война, с тяжкой болью только начинали зарубцовываться нанесённые ею раны, и как же верилось, как хотелось всем счастья, надежды па лучшее!..
Навсегда останутся друг для друга Принцем и Золушкой и две исполнительницы главных ролей того спектакля – Амалия и Людмила. Хотя уже очень скоро (после окончания школы) жизнь разбросает их по разным городам (как уже было отмечено выше, Золушка поступит на физико-математический факультет КГУ, Принц поедет учиться в Саратов), но подруги будут переписываться, и когда, окончив СГПИ, моя мама тоже приедет в Киев, бывшие одноклассницы, встретившись, вновь с улыбкой станут порой обращаться друг к другу по школьной традиции:
– Привет, дорогой Принц!
– Здравствуй, милая Золушка!..
Признаюсь честно, уже как полноправный очевидец событий: с течением лет встречи эти будут нечастыми, ибо и Золушка, и Принц выйдут замуж, и у Золушки, и у Принца родятся дети, жизнь огромного мегаполиса, работа, семейный быт закружат подруг в своей вековечной суете, не давая возможности вырваться, встретиться, поговорить… Но на каждую православную Пасху, и на каждый день рождения Принца (21 марта) это происходило всё же неизменно, с точностью и неизменностью наступления астрономической весны. И значит, Сказка вновь продолжалась! Ибо уже мы, дети, тоже ощущали благодатную ауру этой дружбы, рождённой ещё в школьные годы. Мы, дети, знали: наши мамы не просто подруги, наши мамы – Принц и Золушка из далёкого хвалынского прошлого…
Да, после окончания в 1951 году средней школы № 3 моя мама сразу поступила на филологический факультет Саратовского государственного педагогического института. Вопрос о выборе будущей профессии не возник даже на мгновение! Как говорила мне сама мама, всё было решено в тот момент, когда она старшеклассницей стала вожатой у малышей-октябрят. Когда, придя к ним в класс, впервые увидела распахнутые ей навстречу глазёнки, впервые прочла для них стихотворение, рассказала сказку, повела в поход по привольным меловым кручам, так живописно окружающим родной Хвалынск!.. «А потом они уже сами стали ходить за мной по пятам», – с улыбкой вспоминала мама. Нам искренне было интересно вместе: им – со мной, мне – с ними, вот я и почувствовала, что это – СУДЬБА….
Действительно, это оказалась Судьба и любовь на всю жизнь. Ведь согласимся, 60 лет подряд работать без любви невозможно, а именно столько и отдала моя мама избранной профессии учителя. Несмотря на то, что Саратовский педагогический институт был окончен в 1955 году с красным дипломом и маму звали остаться учиться дальше в аспирантуре, она не захотела изменить сердцем избранной стезе преподавателя русского языка и литературы. Вчерашняя студентка Амочка Басова отправилась в Киев, к жениху Мише, и уже сентябрём того же года датируется первая запись в её трудовой книжке: старшая пионервожатая, киевская средняя школа № 79.
Так началась долгая, непростая дорога, полная тревог, творчества и любви. Ибо всех своих учеников мама именно любила, относясь к каждому ребёнку не только с требовательностью и строгостью педагога, но, прежде всего, с материнским вниманием и теплом, стремясь понять его душу. Мама старалась не просто давать знания, следить за усвоением программы, в первую очередь она стремилась учить думать, стремилась помочь каждому ребёнку стать личностью, разбудить в человеке Человека – к чему, собственно, и зовёт вся наша великая русская лите- ратура. Надо ли говорить, что любовь эта была аб-солютно вза-имна со сто-роны учени-ков?! Ведь дети всегда наиболее остро чувствуют именно искреннее к ним отношение…
Многое, многое можно было бы вспомнить сегодня об этом долгом пути. Но мне особенно хочется сказать вот о чём. Через все годы маминой работы прошёл д р а м к р у ж о к, который она вела для своих учеников… Уже не сосчитать, сколько состоялось за это время постановок, сколько громких премьер, включая и бессмертного «Тараса Бульбу», и печального лермонтовского «Мцыри», и романтичных «Разбойников» Шиллера! Сколько весёлых новогодних представлений для малышей и КВНов для старшеклассников. Эту работу мама не оставила даже тогда, когда вышла на пенсию, когда не было уже сил вести уроки. Так до конца горел в её душе тёплый лучик из далёкого военного детства, СВЕТ из окон родной школы, где когда-то они репетировали с подружками Сказку о Золушке…
Эта Сказка настигнет маму даже на просторах Интернета! И вот каким образом. В 2011 году, создавая для мамы Страничку на сайте «Одноклассники», я разместила там выпускную фотографию её класса, и мама сама добавит к ней подпись: «Наш 10 класс: Люба Наумова, Дия Лузянина, Люда Шальда. Вера Асташкина, Я, Валя Васильева, Леля Илькова, Роза Самусева, Римма Синицына, Тая Владимирова, Ляля Ефимова…». Рядом же мы разместили тогда и фотографию сцены из хвалынской «Золушки» И… Не сразу, но первой, кто, прорвавшись сквозь загадочные пространства Всемирной паутины, отозвалась на эту публикацию, стала Ляля Ефимова (Л. И. Горюнова), исполнившая когда-то роль Короля… Так Сказка продолжилась вновь – теперь уже благодаря сети Интернет. Между давними подругами начнётся оживлённая переписка по электронной почте, встречи онлайн, ради которых «девочки за семьдесят» отважно, с завидным упорством будут одолевать компьютерную грамоту. А потом, в июне 2013 года, произойдёт и счастливая встреча «в реале», на восьмидесятилетнем Юбилее Ларисы Игоревны, в славном городе Москве. С тех пор пронеслось уже десять лет, мамы нет, но я и по сей день благодарю Бога за то, что ей была послана эта последняя светлая встреча с Юностью.
Всего две записи, две школы значатся в маминой трудовой книжке. Первой – СШ № 79 – мама отдала 10 лет, второй – СШ № 184 – пятьдесят. И думаю, это тоже ярче любых пояснений свидетельствует о том, как преданно, с каким беззаветным постоянством служила она избранному делу, которое, действительно, стало ДЕЛОМ ВСЕЙ ЖИЗНИ буквально до конца, до последнего вздоха. Ибо даже ушла мама утром 26 мая, в момент, когда во всех школах Киева звенел Последний звонок. Ушла, словно тоже завершила учебный год, – как учитель, честно выполнивший свой долг на Земле.
Вот такая воистину счастливая судьба. Она вряд ли могла состояться, не будь в самом начале тебя, РОДНАЯ ШКОЛА. СПАСИБО!
С уважением и благодарностью, Наталья Пронина, кандидат исторических наук