Хвалынчане возложили цветы к памятнику «К своим»
8 мая в Хвалынском краеведческом музее состоялось очень трогательное событие: дети, взрослые горожане и отдыхающие реабилитационного центра «Пещера Монаха» возложили цветы к памятнику «К своим», отдавая дань уважения и памяти детям войны.
Глава района Алик Сабрига и председатель общественной ветеранской организации Андрей Шакин перед церемонией возложения сказали проникновенные слова о том, какие тяготы и страшные испытания пришлось пережить юному поколению в годы Великой Отечественной войны.
Перед возложением цветов к памятнику детям войны, установленному по инициативе воспитанников хвалынских детских домов военного времени в 1986 году, (он стал символ того, что для почти 10000 детей военного и послевоенного времени Хвалынск стал второй родиной), сотрудник музея Татьяна Курамшина рассказала о тех, кому установлен этот памятник.
Предлагаем вашему вниманию несколько эпизодов из выступления Татьяны Владимировны.
«Среди деток из Хвалынска сыном полка можно назвать Марлена Робейчикова. Он оказался в нашем городе в первые дни войны вместе с другими детьми, прибывшими в эвакуацию из захваченной фашистами Белоруссии.
Одиннадцатилетний Марлен был размещён в детском доме № 1 города Хвалынска. Вместе с другими детьми летом заготавливал дрова для детского дома, помогал колхозникам в прополке и сборе урожая.
Среди трудностей и лишений, которые он испытал в детском доме, были и свои маленькие радости. При детдоме № 1 был организован духовой оркестр. Марлен Робейчиков был принят в оркестр. Репетиции, выступление в колхозах, в городском парке, а главное – на сборных пунктах, откуда провожали мужчин на фронт, и в эвакогоспитале перед ранеными солдатами.
В 1944 году в детдом приехал капельмейстер – капитан Гордеев, который отобрал 4 мальчиков с музыкальными способностями, в том числе и Марлена. На фронт его провожал весь детский дом.
Дети, кто не погиб на войне от бомбёжек или голода, погибали в лагерях: Дахау, Освенцим, Треблинка, Собибор, Майданик, Бухенвальд…
Здесь над детьми проводили зверские эксперименты, выкачивали кровь для немецких солдат, морили голодом, сжигали в печах крематориев. Полтора миллиона детей стали рабами в концлагерях.
Среди узников концлагерей были и хвалынские дети. Верховцева Валентина Ивановна, Стаханова Нина Сергеевна, Нецепляев Иван Иванович, Певцова Вера Андреевна, Урваева (Палилова) Нина Васильевна, Палилов Валентин Васильевич. Одиннадцатилетняя Нина и её брат, двухгодовалый Валя Палиловы вместе с матерью, пятимесячным братом, сестрой и тётей попали в плен, когда родной посёлок под Ленинградом захватили фины.
Их на открытых машинах и подводах в лютую стужу перевезли в самый большой из 6 концлагерей, созданных в Петрозаводске, – концлагерь № 5.
3 года они находились в Петрозаводском концлагере № 5, барак № 24. В бараках на нарах – деревянных настилах на 2 яруса – женщины, старики, дети. Паёк ( сухие галеты) выдавался всего 2 раза в неделю на 3-4 дня, но его съедали за 1 день. Обессилевших от голода и от тяжкого труда людей, от зари до зари работавших на заготовке древесины, 3 раза в неделю охранники загоняли в баню. Узники перед тем, как зайти в этот ад, прощались друг с другом. Многочасовую парилку многие не выдерживали. Однажды мать вынесла мёртвым и младшего брата Валентина, который обжёг лёгкие и задохнулся.
Работая в лесу, узники приносили с собой сосновую хвою, и каждый день заваривали её с добавлением сои. Это целебное питьё помогло растущим организмам дожить до дня освобождения».
«Пережившие блокаду в юном возрасте Надежда Стахеевна Журавлева и Галина Николаевна Носова потом переехали в Хвалынск.
В трудные, голодные и холодные военные годы Хвалынску была поручена одна из главных задач военного времени – спасти детей, спасти будущее нашей страны. Летом 1941 года из Прибалтики,Белоруссии, Москвы, Ленинграда и других городов нашей страны на пароходах в тыл, в Хвалынск, их привозили ежедневно, большими и малыми группами в сопровождении взрослых и в одиночку. Маленьких… Испуганных… Голодных…
До войны в нашем городе работало 6 детских домов, с началом тяжёлого военного периода был организован седьмой. Уже к концу 1941 года все они были заполнены чрезмерно. На односпальных детских (укороченных) кроватках малышей укладывали по трое-четверо. Но дети всё продолжали и продолжали поступать.
Самая большая группа детей, не только школьников, но и малышей детсадов была эвакуирована из Белоруссии, пионерского лагеря «Ратомка».
Попав под обстрелы и бомбёжки, голодая в дороге, дети были напуганы, плакали.
После размещения прибывших детей, сложнее было обустроить быт и организовать питание. Ведь запас продовольствия был очень мал, никто не ожидал, что наш город приютит столько детей.
Артели и предприятия, работавшие в городе, помогли детским домам. Часть одежды была закуплена, приведена в порядок бывшая в употреблении. Каждую вещь, без которой можно было обойтись в хозяйстве, жители нашего города несли эвакуированным. Чтобы улучшить питание, при детдомах организовали подсобные хозяйства, дети сами сажали и ухаживали за посадками в огородах, ухаживали за кроликами, поросятами, телятами в подсобном хозяйстве.
При детском доме № 1 была пасека. Но еды всё равно не хватало, дети постоянно испытывали чувство голода.
Самым большим лакомством для детей военного времени была макуха – жмых.
Продолжили работу или были созданы вновь производственные мастерские. Под руководством преподавателей в швейной мастерской шили платья, матроски, рубашки, штаны для воспитанников детдомов и по заказу жителей. В столярных мастерских дети изготавливали табуретки, скамейки и столы, которых так не доставало в детдомах. В переплётно-картонажной мастерской при детском доме № 1 воспитанники обучались азам типографского мастерства.
С июля 1941 года воспитанники детдомов стали регулярно помогать собирать урожай на полях колхозам-шефам. Вчерашние городские дети выполняли все поручения беспрекословно: пололи сорняки на полях, вязали снопы и носили в скирды; на повозках, запряжённых быками, на заготпункты возили зерно, работали на токах по очистке зерна.
После работ в колхозе дети на месяц шли на заготовку дров для своего детского дома, сменяли другую группу ребят, отправлявшуюся в колхоз.
Мельников Иван, прибывший в детский дом № 6 8-летним мальчиком ещё до войны, рассказывал: «Помню, под моим руководством 14 мальчишек заготавливали дрова для детского дома на зиму. Жили прямо в лесу, в шалашах на делянках вырабатывали норму 2,5 – 3 кубометра за день. Сюда входила вся работа, а именно повал с корня, очистка от сучков, укладка в штабель (не нарушая законов леса же распиловка длиной в 2 метра). Порой приходилось толстое бревно тащить до штабеля чуть ли не половинным составом мальчишек, уборка сучков на делянке. Как видите, объём немалый всех этих работ.
Ранней весной дети собирали металлолом. Летом, стараясь помочь городской аптеке в обеспечении госпиталей лекарствами, ездили на остров или в лес, где собирали лекарственные травы.
Стремясь поддержать воевавших отцов, братьев, дети собирали посылки солдатам в действующую армию, в которые укладывали вещи, изготовленные своими руками: вязали шерстяные носки, варежки с тремя пальцами, шарфы; шили и украшали вышивкой кисеты и платочки. Не отставали от старших деток и малыши.
Несмотря на лишения и трудности, дети военного времени в учёбе проявляли особое усердие, и больше половины воспитанников учились только на «хорошо» и «отлично». На занятия ходили в городские школы, а зимой из-за нехватки одежды и обуви порой преподаватели приходили в детдома и проводили уроки на месте.
Не оставляли без внимания воспитатели и творческое развитие детей.
Почти каждому ребёнку хотелось стать участником музыкального кружка или детской агитбригады, в которых ставили инсценировки и готовили де
• кламации, пели и танцевали. При детском доме № 5 была даже балетная группа. С
• лучшими номерами художественной самодеятельности детские агитбригады выступали в госпиталях, в колхозах, на предприятиях.
В духовых оркестрах при детдомах №№ 1, 4 и 5 выступали дети с музыкальными способностями.
Война заставила повзрослеть детей очень рано. Уже в 1941 году 15-летние воспитанники детского дома № 4 идут на курсы трактористов и комбайнеров на смену ушедшим на фронт мужчинам.
В ремесленных училищах и школах ФЗО Саратова, Вольска, Аткарска, Алексеевки, на ускоренных курсах 14 и 15-летние обучаются ремеслу и поступают на предприятиях изготавливать продукцию для фронта. Обучались дети столярному и токарному ремёслам и в Хвалынском училище».