В марте 1919 года в Хвалынске состоялось массовое переименование улиц, площадей, скверов. Мы каждый день ходим по ним, используем в быту названия, даже не задумываясь о том, какую информацию транслируем в своём сознании, вспоминая имена Ленина, Свердлова, Володарского, Урицкого, Луначарского, Вышинского.
О важности топонимики мы поговорим с кандидатом исторических наук Алексеем Наумовым.
В 2013 году городу вернули историческое название площади. Исчезло имя Карла Маркса, и вернулось название Соборная. Что это изменило в жизни людей?
Думаю, что, на первый взгляд, ничего. Общество индифферентно к тому, что не вносит видимых изменений в его жизнь. В некоторых случаях оно скорее агрессивно реагирует. Из серии: «Лучше бы дороги сделали!». И этому не стоит удивляться: мы видим трудную социально-экономическую обстановку, где все мысли людей направлены на то, чтобы выжить. Как следствие, отсутствие интереса к культуре, гуманитарному знанию и достижениям. Это, к сожалению, норма.
Вы активно выступаете за возвращение улицам Хвалынска исторических названий. При этом понимаете, что вызываете в обществе раздражение. Зачем Вам это?
Ко мне довольно рано пришло чувство ускользания времени. Именно оно направило меня в сторону изучения прошлого, судеб людей, которые жили в моём городе, которые его любили, строили, вели к процветанию. Для меня это совершенно иная цивилизация, на развалинах которой возникла другая – советская, которая тоже рухнула. Сегодня из-под этих развалин вырастает что-то новое – пока кривое, убогое, но живое, родное и любимое. Мы ещё никак не определимся с выбором пути. Как дерево, придавленное плитами, куда-то стремимся, но так тяжело выбираться. Чтобы нормально развиваться, нам нужно понять, что с нами произошло, избавиться от тяжести навалившихся плит. Но людям не до этого – они борются с повседневностью. Причём каждый сам за себя. К сожалению, государство долгое время не обращало внимания на важность гуманитарных проектов, того, что формирует личность, национальную идентичность, самосознание. Зато это хорошо понимали на Западе, который нас кормил грантами, учил демократии и рыночной экономике. В итоге мы оказались в глубочайшем кризисе, главным образом идентичности. Мы не знаем: кто мы? Зачем мы? Куда идём? За это время, например, Татарстан понял, про что он, и успешно развивается, преодолев националистическую линию, регион позиционируется как центр, где соединились Восток и Запад, христианство и ислам. Это дало мощный толчок развитию, историческое наследие стало ресурсом для развития туризма, для формирования локальной идентичности и государственной идеи.
Что такое идентичность и почему она важна, как кровь, для сохранения государственности, а не только города и села, можно кратко описать простым примером. В Османской империи, которая охватывала почти весь Ближний Восток, Балканы, Кавказ, был широко распространён феномен янычар. Когда детей из славянских стран отнимали у матерей, воспитывали их в военных лагерях головорезами. Спустя время из них формировали отряды и отправляли убивать своих сродников. Делали они это с особой жестокостью. Не ведали, что убивают своих отцов, матерей, дедов.
То же самое делали и большевики, используя поддержку Запада. Шёл стихийный захват власти, сопровождавшийся массовым насилием, обманом простого народа и формированием новой идентичности. Переименование улиц – это один из инструментов, при жизни именами палачей и убийц были названы тысячи улиц, площадей, парков, городов. Три миллиона беженцев оказались за пределами России. Цвет нации. Это же катастрофа. Поэтому Сикорский изобрел вертолёт в США, Зворыкин там же – телевидение… Какой это процент ВВП страны! Но не нашей.
Только представьте, как народ своими руками рушил многовековые храмы, грабил усадьбы и сжигал их дотла. Почти двадцать лет в школах не преподавали историю.
Почему? А теперь задумайтесь, что мы свыклись с тем, что живём на улицах имени людей, которые отдавали приказы о расстреле царской семьи с детьми – юными княжнами и больным цесаревичем. Взять городскую площадь – по сути, мы танцуем на костях людей, которые были похоронены в ограде Казанского собора. Если у нас не возникает чувство стыда и неловкости, чем мы отличаемся от тех же янычар? Сможем ли мы построить здравое государство?
Например, в Хвалынске есть улица Вышинского. Ведь каждый день кто-то вместо молитвы произносит имя человека, который приговорил во внесудебном порядке тысячи людей к расстрелу. Напомню, что Андрей Януарьевич Вышинский в эпоху «большого террора» с 1935 по 1939 годы был прокурором СССР. Анатолий Васильевич Луначарский, министр народного просвещения, был одним из идеологов перехода России на латинизированный алфавит. Его идея была реализована в ряде национальных республик, однако позже от неё отказались совсем. Емельян Пугачёв, воспетый в СССР как борец за права угнетённых масс, на деле был бандит и узурпатор, выдававший себя за наследника престола. Власть его интересовала больше жизни обычных людей.
Понятное дело, что люди привыкли к этим названиям, они не ассоциируют их ни с чем. Но ведь это и страшно. Потому что это и есть те руины, которыми завалены наше национальное достоинство и идентичность. Если нам всё равно, то о чём вести речь?
Мне не так важен сам факт возвращения исторического названия, а процесс – рефлексия общества. Будет гораздо лучше, если сами жильцы выступят инициаторами возвращения их улицам исторических названий. Значит, пробуждение идёт, но чтобы оно шло быстрее – нужно будить. Говорить об этом, рассказывать, понимать, что это важно.
Возможно, что многие и хотели бы вернуть исторические названия своим улицам, но ведь это потребует переоформления документов, денежных трат.
Грамотно выстроенная процедура не причинит местным жителям неудобств. Важно: изменение названия улицы не влечёт за собой изменение правового статуса личности и имущества. Таким образом, нет необходимости торопиться с обменом документов. Все исправления в них будут проходить в текущем режиме (когда подойдет срок менять паспорт или будут восстанавливаться какие-либо испорченные или утерянные документы). Оплату изготовления табличек возьмёт на себя региональное общество исторического просвещения «Двуглавый орел».
В акафисте «Слава Богу за всё» есть замечательные слова: «Разбитое в прах нельзя восстановить, но Ты восстанавливаешь тех, у кого истлела совесть, Ты возвращаешь прежнюю красоту душам, безнадежно потерявшим её».
Свои мнения, инициативы по возвращению исторических названий улиц города направляйте в редакцию.