Любовь к детям длиною в жизнь


Приятной неожиданностью стало мудрое решение городской власти совместно с руководством краеведческого музея реконструировать заброшенное здание детского сада № 6. С этим учреждением у многих поколений жителей Хвалынска связано много добрых и светлых воспоминаний. Я побывала в гостях у Нины Ефимовны Пестеревой, отметившей 95-летний юбилей, и пообщалась с ней, вспомнив счастливые дни, проведённые в детском саду № 6. Нина Ефимовна – воспитатель города Хвалынска с 48-летним стажем.

Из биографии Нины Ефимовны

Нина Ефимовна принесла три альбома с фотографиями, в одном, самодельном, старые чёрно-белые снимки. На них – отец, Уланов Ефим Кириллович, сапожник, возглавлявший до вой-ны артель «Искра»; мама Надежда Георгиевна – рабочая садоводческой бригады; четыре сестры: Рая, Галина, Алевтина и Нина, ученица школы-семилетки № 10, потом школы-восьмилетки № 4.

На фотографиях 1947 – 1950 годов – Нина со студентами и преподавателями Хвалынского педучилища, в котором училась после 8 класса на учителя начальных классов. А также фотокарточки молодых 19-летних учительниц с портфелями на крыльце деревянной школы в небольшом городке молодой Курганской области (образована в 1943 году), куда Нину с подругами на три года отправили работать по распределению после окончания педучилища. Там она вышла замуж за фронтовика, врача эпидемиологической службы, а через 8 лет вернулась в родной Хвалынск.

smart

Это было в 1958 году, – вспоминает Нина Ефимовна. – Я уже 4 года работала в детских яслях, когда меня пригласила работать в детский сад № 6 новая заведующая Язьмина Анна Васильевна. Она добилась у городской власти, чтобы здание отдали под детский сад. Но, чтобы принять детей, нужно было привести в порядок помещения и территорию садика. После войны на втором этаже жили беспризорные дети, а на первом они развели кроликов. Потом у ребят нашлись родители – они уехали, кролики разбежались, а в комнатах царили хлам, грязь, запущенность. Вскоре в чистые, светлые помещения стали принимать детишек. Садик сразу решили назвать ласковым словом «Рябинушка»: вдоль дороги у входа и во дворе росли рябинки.

По волнам памяти

Прошло 60 лет с тех пор, как я рассталась с любимой воспитательницей Ниной Ефимовной, поступив в 1 класс школы № 4, поэтому мне интересно было посмотреть фотографии конца 1950 – начала 1960 годов.

Детский сад я начала посещать с 3-месячного возраста в год его открытия. В памяти часто всплывают яркие картинки зимних улиц заснеженного городка. По белому насту скользят самодельные санки, сделанные народными умельцами из лозы. Ранним морозным утром в них везут в детсад тепло укутанных в шали, одеяла младенцев.

В нашем садике была организована группа из 10 -12 детишек-грудничков, – рассказывает Нина Ефимовна. – В обеденный перерыв матери прибегали кормить их – по закону предоставлялась такая возможность. (В 1950-е годы разрешалось взять только 3 месяца за свой счёт после окончания декретного отпуска). За «ясельными» ухаживали нянечки, воспитатели, старшая медсестра и две медсестры. Регулярно детсад посещал врач-педиатр, осматривал детей, давал указания. У нас было 6 групп из 25 человек. Рыбий жир по столовой ложке перед обедом – обязательно, жёлтые витаминки в ручку – тоже…

Если у кого-то день начинался с раздевалки, то у нас, маленьких воспитанников шестого детсада, с лошадки, которая каждое утро привозила во флягах молоко и буханки хлеба. Конюх дядя Вася разрешал подойти к ней близко и погладить гриву. Это было маленьким счастьем! – вспоминаю я.

А ещё вы любили музыкальные занятия, которые вёл Василий Яковлевич Степанов, аккомпанирующий на баяне, пианино. На детские утренники с песнями, танцами, сценками, хороводами приезжали гости – дети и воспитатели из сёл района, – добавляет Нина Ефимовна.

smart

А я помню, как нас, малышей в белых панамках, вывозили в лес – праздник! – восклицаю я.

И не раз! В берёзовую рощу на целый день! С одеялами и подушками для послеобеденного сна, с большими кастрюлями и бидонами, в которых – завтрак, обед, полдник и ужин, – продолжает моя воспитательница.

В начале открытия садика сделали бассейн, который всегда был заполнен чистой родниковой водой, где мы «купали» пластмассовые игрушки. Маленькими красивыми ведёрками, зачерпнув в нём воды, мы поливали цветы, грядки с огурцами, горохом, помидорами.

Трудовое воспитание в детсаде было на высоте. В специальном помещении хранился детский сельхозинвентарь: леечки, лопаточки, грабельки. В садике была и своя оранжерея с комнатными цветами, за которыми вы тоже ухаживали: рыхлили, поливали. А за летней верандой, на которой дети играли и обедали, – богатый сад с яблоневыми и вишнёвыми деревьями, малинником. Яблоки и ягоду собирали, варили компоты, угощали детей. Для именинников по праздникам пекли вкусные пироги с яблочной начинкой – подарок от поваров…

Нина Ефимовна нашла в альбоме групповую фотографию, на которой она узнала и меня, и Витю Кириллова, и Наташу Богатенькову, и Колю Попова, и Надю Немолькину, и Олю Никишину, и Сашу Щурина, и Олю Стаханову, и многих других ребят. Уставших и весёлых после катания с горки нас посадили на санки, построили в два ряда и сфотографировали вместе с воспитательницей. Это было время обеда, вкусно пахло ароматными сухариками. Скоро раздастся весёлый и добрый голос поварихи тёти Лены: «Проголодались, сорванцы?» – и из открытой форточки нижнего этажа она протянет каждому сухарик с хрустящей корочкой.

? А мы неплохо одеты для того времени (1962 год): меховые шапки, шубки, валенки. На физкультурных занятиях – специально сшитые шортики, маечки. Малыши – все в одинаковой одежде. Не так ли? – спрашиваю я Нину Ефимовну, рассматривая фотографии.

Их переодевали в садиковую. А купить можно было всё! Это было радостное, доброе, хорошее время! Война ушла в прошлое, мы забыли про ночные очереди за хлебом, когда выдавали по 200 г. Хотелось жить, трудиться, растить детей в мире и спокойствии.

Вот ещё несколько фотокарточек. На одной Нина Ефимовна строит с нами настоящий снежный лабиринт. На второй – ёлка, украшенная разноцветными льдинками, – сами делали на морозе! На третьей – картина из ткани во всю стену, на которой – Маркина гора и дети на санках и лыжах.

Вспомнили мы и фигурку маленького Володи Ульянова, стоявшего на постаменте в центре красивой клумбы. И стихи Агнии Барто: «Когда был Ленин маленький с кудрявой головой, он тоже бегал в валенках по горке ледяной», их мы выразительно декламировали 22 апреля в день его рождения.

Золотые дни детства, проведённые в самом лучшем детсаде города! Они освещены любовью Нины Ефимовны к детям длиною в жизнь. Поэтому она, душевная, внимательная, скромная, интеллигентная, в моём сердце навсегда. Желаю ей доброго здоровья и благополучия!

Наталья ДОРОФЕЕВА