«ЗИС-5», он же «полуторка», «трехтонка», – единственная машина, которую шоферы Великой Отечественной войны уважительно называли по имени и отчеству – «Захар Иванович». В этом году легендарному автомобилю исполняется 90 лет.
Из истории
К началу сороковых годов СССР – великая держава отечественных грузовиков. Первая партия «ЗИС-5» была собрана в 1933 году, а в 1934 году государственный автомобильный завод имени И. В. Сталина (сокращённо «ЗИС») выпускал уже по 65 штук в день! На улицах деревень и городов «ЗИС -5» появился в годы первой пятилетки, отсюда цифра «5». Первая экспортная машина Страны Советов «ЗИС – 5» в конце тридцатых годов уже колесила по дорогам Болгарии, Испании, Румынии, Турции, Ирака, Ирана, Афганистана и Монголии.
Быть «Захаром Ивановичем» почётно
Советские шофёры придумали грузовику занятное прозвище по первым двум буквам «З» и «И» – «Захар Иванович». Спустя годы, удобства ради его сократили до имени «Захар». Оно оказалось настолько удачным, что прочно закрепилось в народном сознании и часто применялось ко всем последующим моделям грузовиков «ЗИЛ» (26 июня 1956 года завод «в связи с преодолением культа личности Сталина и его последствий» был переименован и получил имя Ивана Лихачёва, с именем которого связано интенсивное развитие автомобильного завода).
В годы второй пятилетки объём перевозок в Советском Союзе был колоссальным, и грузовик шёл нарасхват и в колхозах, и на предприятиях. Советские конструкторы сумели создать очень прочную и удобную в эксплуатации машину, полностью собранную из отечественных деталей (недорогой стали, чугуна и дерева). Грузовик легко разбирался и собирался, что позволяло ремонтировать его даже в походных условиях. Эти преимущества пригодились в суровые годы войны.
Любое бездорожье «Захару Ивановичу» было нипочём! Даже утонув всеми колёсами в грязи, он на солдатских руках вытаскивался из ям и продолжал свой путь. Этот грузовик мог ездить на любом бензине! А если стояла жара, то и на керосине! А для смазки деталей годилось любое моторное масло. Универсальный двигатель был у прославленного «Захара»! Трудяга «ЗИС-5» по фронтовым дорогам перевозил не только пушки и раненых, боеприпасы и продовольствие, но и таскал полевые кухни, развозил личный состав и служил разгонным автомобилем для любых нужд. Его смогли переоборудовать под передвижные зенитные, артиллерийские, прожекторные установки, санитарные автомобили, типографии, пекарни. Какой бы сейчас смешной ни казалась конструкция основного грузовика Красной Армии, с деревянным каркасом, обтянутым брезентовой тканью, деревянным, без обивки, сиденьем, без дверей (только в 1944 году вернули деревянные двери), он навсегда остался «Захаром Ивановичем», «машиной-солдатом», «надёжным боевым другом – красноармейцем». А это очень почётно!
Автомобильный полк в Хвалынске
На здании Детской школы искусств, на улице Петрова – Водкина можно увидеть мемориальную доску, на которой написано: «В 1943 году здесь располагался штаб 7-го отдельного учебного автомобильного полка Сталинградского фронта». С июля 1943 по июль 1944 года в нашем городе готовили шофёров для фронта под командованием полковника Сороса. За год пребывания полка в Хвалынске было подготовлено и отправлено на фронт более 3 тысяч шофёров, большинство из которых составляли девушки и женщины.
Фронтовые шофёры родом из Елшанки
Среди них жители села Елшанки: Омшина Мария Михайловна, Давыдов Егор, Козлов Семён Егорович, Петров Николай Иванович, Шутиков Василий Иванович, Ладышков Фёдор Яковлевич, Шутиков Иван Фёдорович. Они сели за руль автомобиля «Урал ЗИС-5В», («В» – «военный»), который производил эвакуированный в начале войны на Урал московский автомобильный завод.
Горячев Николай Михайлович служил шофёром в 97-м артиллерийском полку в строительном батальоне 149-го мотострелкового полка, потом в 629-м артиллерийском до августа 1946 года. Участвовал в боях против милитаристской Японии, награждён медалью «За Победу над Японией».
Винихин Василий Ефимович, старший сержант, с 8 августа 1945 года по 3 сентября 1945-го в составе 12-й Воздушной армии служил шофёром, воевал в Маньчжурии на Японском фронте. Награждён медалью «За победу над Японией», «За победу над Германией», орденом Отечественной войны 2 степени, «За боевые заслуги».
Снегирев Пётр Леонтьевич, шофёр 259-й стрелковой дивизии, на своей «полуторке» встретил первый бой под Белой Церковью, когда отступающие части Красной Армии пятились к Воронежу и жестоко оборонялись. Грузовик Снегирева носился по бездорожью, выполняя обычную на войне работу. Летом 1942 года под Харьковом шофёра ранило осколком разорвавшейся под машиной миной. Второй раз – в наступательных боях под Харьковом в 1943 году. После излечения в госпитале он догнал свою дивизию, которая вела наступление на запад. Пётр Леонтьевич проехал на «полуторке» через города и сёла Молдавии, Румынии, Болгарии, Югославии, воевал в составе Третьего Украинского фронта. На болгарской земле, в Косово, 31 декабря 1945-го демобилизовался в звании старшего сержанта. Награждён медалью «За боевые заслуги», «За победу над Германией». После войны 32 года работал в лесничестве. (Из Книги памяти жителей сёл Елшанки и Поповки).
Советские бойцы – фронтовые шофёры доехали на простом, но надёжном грузовичке «ЗИС -5 В» до Берлина!
«ЗИС – 5» на улице родного города
Знойное лето 1965 года. У водоколонки, что на улице Красноармейская, остановилась старенькая грузовая машина марки «ЗИС -5». Из неё выскочил средних лет шофёр в пыльной кепке, пыльных брюках и пыльной рубашке. Немудрено: у странного работяги грузовика – деревянная кабинка, щели с палец, крыша накрыта чёрным дерматином! Водитель быстро налил в узкое ведёрко чистой родниковой воды и залил её в горячий радиатор. Зашипело, пошёл пар. Потом шофёр начал с усердием вручную вращать рукоятку, чтобы завести мотор … Как в популярном кинофильме «Кавказская пленница», он долго и напряжённо трудился: наверное, двигатель и его пусковые качества оставляли желать лучшего. Наконец, мотор завёлся! Можно ехать…
В годы моего детства нелепый на вид грузовичок выглядел раритетом и вызывал изумление: « Как?! Разве ещё такие машины ездят по хвалынским дорогам?! Это же настоящая реликвия!»
В наших семейных альбомах сохранились старые фотографии, на которых шофёры колхоза «40 лет Октября» села Поповки – за рулём «ЗИС -5». Среди них колхозник Пётр Павлович Дорофеев, не одно послевоенное десятилетие крутивший баранку «Захара Иваныча». Возил кабачки на консервный комбинат, семечки – на элеватор, зерно – в закрома, молоко – на маслозавод. Вспоминал с улыбкой, что «отремонтировать «Захара» можно было … на коленке с помощью молотка, алюминиевой проволоки и… матюгов. А если этого недостаточно, то, пожалуйста, запчасти на такие машины продавались на каждом углу вёдрами по 100 рублей за килограмм»…
В то время как-то не думали, что эта неказистая деревянная машинка, вскоре запрещённая из-за небезопасности механических тормозов, легендарный грузовик, внёсший неоценимый вклад в Победу СССР над фашистской Германией!
Пройдёт время, и благодарные потомки поставят его на городских улицах и в парках России на высокие пьедесталы.
Наталья ДОРОФЕЕВА