Произнося громкое слово «призвание», мы не всегда отдаём отчёт в том, что за этим ёмким понятием практически всегда стоит учитель, который сумел заинтересовать учеников, раскрыть их способности и склонности к определённому виду деятельности. Нередко личным примером учитель оказывает настолько мощное влияние, что некоторые ученики становятся продолжателями его профессии. И семейные династии в учительском деле тоже не редкость.
УЧИТЕЛЬСКОЕ СЧАСТЬЕ СКЛАДЫВАЕТСЯ ИЗ УЧЕНИЧЕСКИХ ПОБЕД…
В школе №1 работают два учителя с одинаковой фамилией – это учитель начальных классов Лариса Викторовна Шикина и её дочь, учитель химии и биологии, Юлия Алексеевна Шикина. С ними и состоялся наш разговор об особенностях их любимой, но такой нелёгкой профессии и наставничестве.
Педагогический стаж Ларисы Викторовны перевалил за 33 года – это большая профессиональная жизнь, со своими трудностями и радостями.
? Лариса Викторовна, в вашем роду были учителя или вы стали основателем семейной династии?
Насколько знаю, учителей в нашем роду не было – я в этом плане первопроходец. (Смеётся). С четвёртого класса стала школьной вожатой, мне нравилось заниматься с детьми, и, видимо, у меня это настолько хорошо получалось, что мне дали направление для поступления на учёбу в педагогическое училище.
После его окончания стала работать учителем начальных классов. Благодаря предыдущему опыту, уже знала, как работать с детьми, как мотивировать их, увлечь. С малышами гораздо интереснее, ты для них непререкаемый авторитет, истина в последней инстанции. При этом всегда присутствует огромная ответственность: дети всегда остро чувствуют фальшь или ложь, с ними нужно искренне и честно выстраивать отношения, чтобы не подорвать их доверие.
? А нынешние ученики младших классов как-то отличаются от тех, кто приходил к вам 20 – 30 лет назад?
Нынешние дети ещё до прихода в первый класс посещают по субботам подготовительные занятия, они не приходят в школу растерянными или испуганными, потому что ещё до этого момента прошли «боевое слаживание». Они знают меня и своих будущих одноклассников.
По большому счёту, дети во все времена одинаковые – «белые и пушистые». Они, как чистая тетрадь, что напишешь в ней, таковым и будет её содержание. Как известно, учительское счастье складывается из побед учеников…
? Из личного опыта помню, как тяжело давалась мне зубрёжка таб-лицы умножения. Интересно, а сегодняшние «младшеклассники» из эпохи смартфонов хорошо её знают?
Где-то 80% учеников таблицу умножения знают назубок, остальные… не очень. Впрочем, такое соотношение во все времена было.
Сейчас отметки начинают ставить только во втором классе, после первого триместра. Вместо отметок учитель выдаёт наклейки-картинки, которые являются символом успешности. Помню, когда моя дочь училась в начальных классах, символом «отлично» была наклейка с Колобком. Она накопила этих «колобков» большую коллекцию, и впоследствии старалась учиться только на пятёрки, окончила школу с золотой медалью.
? Лариса Викторовна, а как вы отнеслись к тому, узнав, что ваша дочь тоже будет учителем?
Учительский хлеб нелёгкий, работа становится не так называемым образом жизни, а именно твоей жизнью. Честно говоря, думала, что Юлия будет заниматься научно-исследовательской работой, но она сделала свой выбор, и я его уважаю.
А ЗАЧЕМ МНЕ ЭТА БИОЛОГИЯ?!
Наш разговор продолжился с Юлией Алексеевной Шикиной, учителем химии и биологии.
? Юлия, вы работаете в школе второй год, и первый вопрос о том, с какими трудностями вы столкнулись в начале своей учительской карьеры?
Преподаю биологию в 5 и 11 классах, а также химию у восьмиклассников. Нередко приходится слышать от них: “А зачем мне химия или биология? Мне это неинтересно!” Приходится объяснять, что учёба – это труд, причём тяжёлый, где нужно проявлять усердие и старание. Что никакие знания, особенно из школьной программы, не бывают лишними или бесполезными. К тому же никто не знает, какие потребуются в профессиональной жизни! Чтобы такие вопросы возникали как можно реже, стараюсь увлечь ребят, подаю учебный материал в интересной форме. В связи с чем перелопачиваю огромное количество информации, чтобы ещё лучше подготовиться к занятиям. На это уходит практически всё свободное время. А ещё я учусь в магистратуре (2-й курс), выбрала педагогику в качестве научного направления.
? Учителем стали по примеру мамы или для этого были другие предпосылки?
Вообще моим любимым учителем в школе была Светлана Владимировна Быстрова, которая настолько интересно преподавала русский язык и литературу, что у меня были мысли стать учителем именно этих предметов.
Потом захотела стать врачом, но в итоге сложилось так, что стала биологом. В нашем университете (авт. – СГУ имени Чернышевского) была прекрасная лабораторная база, где можно было заниматься практической исследовательской работой.
В школьной лаборатории постепенно создаю различные коллекции, которые можно использовать в качестве наглядного и практического материалов. Ребятам такая форма подачи нравится – всё, что можно увидеть, потрогать – вызывает у них живой интерес.
? Как вас принял педагогический коллектив школы? Старшие коллеги помогают советом или делом?
В нашей школе сложился замечательный коллектив единомышленников, мы все, как одна семья. И я рада тому, что моя профессиональная жизнь складывается именно в этом коллективе.
Алексей КАРПОВ