Алексей Карпов – личность яркая и многогранная, успешно сочетающая в себе множество талантов. Он журналист, автор-исполнитель собственных песен, прозаик, художник. Алексей с детства был переполнен цветом, словом, музыкой, которые со временем обрели «голос» и возможности выплеснуться на бумагу, холсты и в ноты. Он известен не только в Хвалынске как журналист родной газеты «Звезда», но и в соседнем Балакове по многочисленным статьям, интервью и репортажам в газете «Суть», где он много лет работал. Знают его по стихам и прозе на страницах сайта «Проза.ру, по клипам на его песни о «горнолыжном рае», о родном городе.
Алексей создал огромное количество словесных портретов своих земляков для полос родной газеты «Звезда», но, как часто бывает и с фотографами, сам оказался «за кадром», будучи его невидимым участником. Персональная выставка Алексея Карпова «Художник так же, как поэт, сюжет в себе переживает…» открывает землякам одну из малоизвестных граней его «закадровой» жизни.
Несколько лет назад Алексей вернулся в родной город, с которым у него всегда была прочная связь. И его появление стало заметно не только на страницах местной газеты и в культурной жизни города, оно было сразу ознаменовано обновлённым фасадом родного дома на улице Советской: сочетанием ярко-зелёного и оранжевого в нём, на фоне которых краснеет осенью рябина перед окнами. Окон на фасаде два и дом теперь глядит на тебя и стоящую рядом пожарную каланчу в оба выразительных «глаза». Эти окна часто являются «персонажами» его многочисленных натюрмортов: «Крепитесь люди, скоро лето…», «Славянский ужин». У каждого художника есть свой цвет и по этому сочетанию, заявленному уже на фасаде родного дома, можно узнать художественные работы Карпова. Он пишет лето и осень, пейзажи и натюрморты, которые нам дарят эти времена года. И даже в его зимних этюдах преобладают тёплые жёлтые, оранжевые, красные цвета в окраске зданий или в растительности, не успевшей сбросить осенний наряд перед первым снегом.
Алексей пишет картины по наитию, и, возможно, поэтому его работы обладают удивительно светлой и позитивной энергетикой. Он не пишет панорамных пейзажей, его интересуют камерные уголки, где каждая деталь сама излучает свет, его «космос» умещается в небольшом водоёме с плавающими в нём яблоками, в переплетениях осенних золотых веток рябины, в просветах которых вспыхивает голубое небо, в незатейливом натюрморте из блюд, приготовленных собственными руками. Кажущаяся статичность пейзажей и натюрмортов, их композиционные решения наполняют работы удивительной сказочностью. Стволы в лесной чаще строят ритм народной колыбельной песни. Солнечные блики на листве яблонь ложатся на холст пёстрой, переливчатой парчой, а морозные узоры на стекле и «заморские» фрукты в вазе переносят в новогоднее волшебство.
Живописью Алексей увлёкся давно. Встреча с замечательным хвалынским художником Сергеем Серовым оказала на него сильное влияние, и ему захотелось взять в руки кисть и выплеснуть на холст свои чувства. Поначалу под влиянием Серова он стремился быть «как все», старательно копируя постановочные натюрморты. С течением времени изменилось восприятие мира и любитель-реалист становится самобытным художником. Помню, когда впервые увидела натюрморты Алексея, они мне напомнили жостовские подносы – такие же яркие и «густонаселённые» флорой. Каждый мотив подан в звонкой колористической оркестровке, так же ясен и пронизан таким сияющим светом, где взрослое видение как-то незаметно смыкается с видением детским – свежим, удивлённым, очарованным. А ещё в каждой работе ощущается Алексей-поэт, названия работ придают им новое образное звучание: «Улепётывает лето, лепестками дни роняя…», «И всё-таки лето кончается…», «Купание красных яблок»…
Когда-то, в советские времена, деление на профессиональное и самодеятельное искусство было очень жёстким. Даже участие в выставках всегда происходило по такому же принципу. Самодеятельные всегда выставлялись отдельно. К ним относились со снисхождением. Балуются там люди красками и ладно. Так или иначе слово «самодеятельный художник» было почти ругательным. А зря. Сейчас, прожив уже большую часть жизни, я понимаю, что такое отношение в принципе абсурдно. Ведь главное-то другое: смог человек выразить себя в творчестве, нашёл, о чём рассказать другим людям, вложил свою душу и чувства в работу, значит, он настоящий художник. Можно смотреть бездушные и холодные, но профессионально сделанные работы и понимать, что вся эта мощь холста, красок и мастерства ничего не выражает и никому не интересна.
Зато сделанная трепетно и талантливо работа, даже чуть наивная, западает в душу. Можно написать целый список знаменитых художников, которые состоялись как художники, но «не заканчивали Академий»: Поль Гоген, Фрида Кало, Морис Утрилло, Анри Руссо, Морис де Вламинк, Сальвадор Дали, Александр Бенуа, Ван Гог… У каждого свой путь в искусство. Когда смотришь на эти имена, становится понятно, что главное не образование, а желание человека творить, создавать свой мир и своё искусство. В своём творчестве такие «чудаки» умудряются сберечь в себе ребёнка, сохранить детский взгляд на окружающий нас мир, чуждый суете, тщеславию и другим человеческим страстям. У Алексея Карпова можно учиться добру! Его картины наполнены душевным теплом и глубокой искренней добротой. Такая вот у него «национальная идеология».
Это целый мир, в который надо просто войти, чтобы его понять. Причём войти без предубеждения, с чистым сердцем – ведь именно чистым сердцем создаются его работы.
Алексей пишет стихи, в его стихах есть особое дыхание, которое иначе называется – музыкальное начало. В родном городе он известен больше как автор-исполнитель собственных песен, и они под стать его живописи. Мы любим бардов не за виртуозное владение инструментом, а за искренность.
Бардовская песня, которую когда-то тоже называли «самодеятельной», это, прежде всего, содержание, чтобы родилась песня, обязательно с автором должно произойти какое-то событие внешнее или внутреннее. Алексей, как и в своих камерных живописных работах, помогает нам услышать тихие вещи, сопереживать, думать, доверительно общаться.
Поэтому у Алексея прозаическо-поэтическое слово и живопись – это два крыла одного большого «самолёта», направление полёта которого находится поодаль от основного течения массового искусства. Его поэзия и проза, как и живопись, потому и хороши, что сочиняются и пишутся не на потребу, не на заказ, а по велению сердца – по необходимости выговориться, что-то передать другим, родственным душам. Своё кредо он выразил в незатейливых строчках:
Не стыдитесь своих простых, неказистых мелодий,
Где десяток аккордов, роятся по кругу…
Сочинялись они не всегда при хорошей погоде,
Но зато от души, для самого верного друга!
Выставка Алексея открылась 12 января в картинной галерее. Приглашаем всех желающих увидеть работы одного из наших замечательных и талантливых земляков. Алексей отметил 8 января свой день рождения. Мы поздравляем его с новым годом жизни и желаем дальнейшей творческой реализации во всех видах и областях культуры, тёплых и запоминающихся встреч, уютных домашних вечеров и новых открытий!
Валентина БОРОДИНА