Идея совершать экскурсии (частные визиты) к местам захоронения известных людей, признанных государством или народом, не отличается новизной. Из самых известных столичных некрополей, где нашли свой последний приют вошедшие в историю россияне, сразу вспоминаются Новодевичье, Ваганьковское и Троекуровское кладбища. Люди приходят туда, чтобы почтить память своих кумиров: актёров, литераторов, художников, полководцев, героев былых времён или политических деятелей.
Хвалынское кладбище на Поповой горе – это тоже знаковое место для поклонения, непосредственно связанное с историей нашего города. В этом «городе мёртвых» упокоены десятки поколений горожан, и рассказ о них пролил бы свет на множество событий, произошедших на хвалынской земле. Но кто способен отыскать могилки, к некоторым из которых и тропа-то заросла, правдиво и интересно рассказать о созидателях местной истории?
В недавней беседе, где речь шла о развитии хвалынского туризма, прозвучало имя краеведа Алексея Наумова, автора экскурсионного маршрута «Хвалынский некрополь». Не откладывая в долгий ящик, мы договорились с ним о встрече, в ходе которой состоялся интересный разговор об экскурсии по хвалынскому кладбищу. Думается, что фрагменты этой беседы будут интересны и нашим читателям.
? Алексей, когда состоялась твоя первая экскурсия по «Хвалынскому некрополю»? О ком и о чём ты рассказывал своим экскурсантам?
Более 20 лет я посвятил изучению Хвалынского края, судеб его жителей и сохранению наследия, включая могилы известных людей. К сожалению, в 2010 годы на Хвалынском кладбище происходила полная неразбериха. Старые могилы сносились, и там возникали новые пантеоны. Ещё в 2013 году в своей книге я писал об этой проблеме и равнодушии местных чиновников. Многие ранние могилы и надгробные камни просто пропадали. Возможно, их использовали для фундаментов новых сооружений.
Кладбище – это срез социальной антропологии города на протяжении десятилетий. Здесь и история места, и людей, и событий, участниками которых они были. Когда я объявил о проведении авторских экскурсий, именно походы на кладбище пользовались наибольшей популярностью. Люди хотели узнать неочевидные достопримечательности, и часовая экскурсия увеличивалась вдвое.
К тому же каждый поход мог принести новую информацию и находки.
Наша Попова гора – уникальное место. Там находятся православное и мусульманское кладбища. Но мало кто знает, что на мусульманском когда-то был иудейский участок. Сейчас от него осталось одно надгробие 1913 года и несколько постаментов.
Рядом с православным кладбищем был участок захоронений военнопленных Первой мировой войны: австрийцы, немцы, хорваты, словенцы, итальянцы… всего было более ста могил. Это единственный в области сохранившийся участок. Причём в 1990-е он был оформлен и взят под защиту ассоциацией «Военные мемориалы». В 2010-е это не спасло его от практически полного уничтожения.
Кстати, изначально городское кладбище находилось ниже, на склоне
Поповой горы, и его территория простиралась до места, где сейчас находится районная больница. А на горе, где режим ветров отличался постоянством, стояли ветряные мельницы. Исторической точкой отсчёта для нынешнего городского кладбища будет уместно считать 1826 год, именно в это время появился официальный генеральный план города.
Вскоре стараниями купца Василия Михайловича Попова в 1840 году на Поповой горе была возведена Трёхсвятительская церковь (на этом месте ныне установлен Поклонный крест), которая стала своеобразным мавзолеем на могиле его безвременно умершего сына.
Купец Попов был крупный торговец солью, и его уличная фамилия (прозвище) была Соляновский. Попов-Соляновский в первой четверти XIX века строит на Соборной площади по образцовому проекту самую роскошную в городе кирпичную усадьбу. После революции в этом особняке «разместилась» милиция. Мезонин, украшавший дом, снесли и возвели второй этаж, в таком виде бывший дом купца Попова находится и по сегодняшний день.
? Алексей, могилы каких хвалынчан вы также посещаете в ходе экскурсии?
Некрополь – такое место, где судьбы людей, живших когда-то в Хвалынске, знавших друг друга, каким-то причудливым образом отображаются и на месторасположении их могил.
Сохранилось надгробье судебного пристава Боголепова, жившего в доме (по нынешнему адресу) на улице Ленина, 59. Имеются достоверные сведения, что у него находился доктор Молчанов, спасаясь от разъярённой толпы – участников холерного бунта. Не желая подвергать опасности Боголепова, Молчанов покинул его дом, и вскоре был пойман и забит до смерти горожанами (из-за невежества люди винили медицинских работников в распространении холеры, якобы это они умышленно отравили родники и бассейны).
Посещая могилы врачей, купцов, художников, рассказывая об их делах или событиях, с ними связанных, складывается мозаика хвалынской истории. Люди разные, и мозаика складывается разная, но всегда интересная.
Алексей КАРПОВ