В биографии хвалынского десантника Рамиля Кузяева многие знаковые события из истории современной России отразились так отчётливо, что, слушая его, невольно вспоминается строчка известной песни: «Судьба и Родина едины».
СИНЕВОЮ НАПОЛНЯТЬ ПАРАШЮТЫ…
Я со второго класса знал, что буду десантником, – признался в начале нашего разговора Рамиль. Вернее мечтал, готовился, делал всё, чтобы мечта стала реальностью. Занимался борьбой и даже сам тренировал ребят, а когда учился в техникуме физической культуры, всерьёз увлёкся парашютным спортом и достиг на этом поприще достойных результатов. Так что у меня была одна-единственная дорога – в Войска Дяди Васи.
Когда в 1987 призвали в армию (конечно же, в десантные войска), мы уже знали, что нас готовят к отправке в Афганистан. Полгода провели в Учебном центре (на территории Литвы). Готовили нас основательно: мы совершали парашютные прыжки с разных типов самолётов, причём прыгали с различных высот. Особенно впечатлили прыжки без парашюта… Вертолёт зависает в паре-тройке метров над землёй, а ты прыгаешь в полной экипировке, с оружием и боекомплектом, а при касании с землёй быстро освобождаешь точку приземления, чтобы тебе кто-то не свалился на голову.
Родился и вырос в Таджикистане (практически на границе с Афганистаном), поэтому мог свободно говорить на фарси, меня готовили к должности военного переводчика.
На просьбу рассказать, как получилось, что местом рождения стала Пянджская граница, Рамиль Кузяев махнул рукой, мол, нет достоверных сведений. Есть несколько версий: по одной из них некий родственник, служивший в органах госбезопасности, по секрету шепнул деду, что грядёт новая волна репрессий и нужно переселяться куда-нибудь подальше в глушь. У деда было десять детей, по дороге из Хвалынска в Таджикистан семь умерли. В числе выживших был мой отец, которому на тот момент едва исполнилось пять лет.
Продолжая воспоминания о воинской службе, Рамиль рассказал, что в Афган он так и не попал, как раз в этот период начался вывод войск из Афганистана. Их полк передислоцировали в Германию, но и там пробыли недолго, президент СССР Михаил Горбачёв объявил о воссоединении немецкого народа и разрушении Берлинской стены… Дослуживал срочную уже в Эстонии.
ПЕРВАЯ ЧЕЧЕНСКАЯ. «ПАСХАЛЬНЫЙ»
БОЙ – ОН ТРУДНЫЙ САМЫЙ
Воспользоваться полученными боевыми навыками десантника Рамилю Кузяеву вскоре пришлось – началась Первая чеченская война. Из отслуживших срочную службу десантников, морских пехотинцев и спецназовцев начали формировать сводные отряды. Заключивших контракт бойцов бросали на самые трудные участки боевых действий. Так в марте 1995 года десантник Кузяев принял участие в боях за Гудермес, защите железнодорожных мостов, операциях по сопровождению колонн и зачистках территорий. Вспоминая об этом, признался, что Грозный у него стал ассоциироваться с руинами Сталинграда.
По книгам и фильмам мы знали, как и в каких условиях советские бойцы сражались с фашистами в Сталинграде… и вдруг я увидел своими глазами и прочувствовал разрушительную силу войны. Из русских жителей остались одни брошенные старики. Одна бабушка попросила, мол, сынки, можно я останусь с вами – буду готовить пищу, стирать, если нужно. Некоторое время она находилась при нашем отряде…
Бои в городских условиях самые тяжёлые и непредсказуемые, – вспоминает десантник. – Наряду с миномётными обстрелами особую опасность представляли снайперы. Подстрелив одного бойца, они ждали, что к нему кто-нибудь придёт на помощь. Пришедшего снайперы тоже подстреливали, выбирая особо болезненные места, чтобы те вместе кричали и стонали. Такая у них тактика была.
Наступил май, близился праздник Пасхи… Чеченские боевики, настраиваясь по рации на нашу волну, «анонсировали», что на Пасху устроят запоминающийся праздник. И сдержали обещание – боевые действия в этот день были особенно ожесточёнными и кровопролитными. Я получил сильную контузию от близкого разрыва мины. Немного подлечили и отправили домой.
ПО ДЕСАНТНЫМ ЗАКОНАМ…
Знаешь, телевизионщики, показывая сюжеты о Дне ВДВ, любят демонстрировать моменты с «фонтанами и арбузами». Это, как сейчас говорит молодёжь, желание сделать хайп, сформировать какое-то мнение. На самом деле у десантников иные традиции. В этот день мы собираемся, возлагаем цветы к мемориалу, посещаем могилы боевых товарищей, созваниваемся с однополчанами, вспоминаем дни службы. В обычные будние дни многие представители нашего боевого братства стараются внести посильный вклад в организацию помощи ребятам, находящимся в зоне СВО. Проводим патриотическую работу с подрастающим поколением. Вообще с годами приходит чёткое осознание, что голубой берет ко многому обязывает. Однажды, получив честь носить его, ты обязан через всю жизнь с гордостью пронести звание воина ВДВ, не опорочив его какими-то нелицеприятными действиями.
Пользуясь возможностью, хочу от души поздравить всех десантников Хвалынского района с нашим праздником! Слава ВДВ!
Беседовал Алексей КАРПОВ