На выставке у работ Анны Альбертовны Бутиной зрители задерживаются дольше всего, рассматривая фрагменты разноцветных – то контрастных, то монохромных – плоскостей, собирающихся в размышления автора о пространстве. Зрителей привлекает в искусстве Анны многое: начиная от серии фотопортретов старых окон, встречающих зрителей в самом начале выставки, до размещения витражей в старых оконных рамах.
Откуда вы берёте рамы для ваших работ? – спросили сразу несколько участников встречи. Оказывается, что в большинстве своём они «родные»: витражные пейзажи городов обрамляют рамы, привезённые оттуда. “Рамы дарят друзья, зная о моих увлечениях. А одна старая форточка долго хранилась на чердаке мастерской, пока не дождалась своего часа: я придумала сюжет, который «оживил» бы её”, – рассказала художница. Этой форточкой оказалась створка окна дома № 48 на улице 19 партсъезда в городе Волжском – дома, где родилась и выросла Анна. Родная хрущёвка запечатлена художницей в небольшой, но ёмкой работе “Хрущобы”. На свойственном как для самого объекта, так и для стекла геометрическом языке запечатлены параллельно-перпендикулярные пропорции советского дома, в квартирах которого загорается свет. Именно эту работу художница передала в дар Хвалынскому краеведческому музею.
На большинстве представленных на выставке работ открываются тихие виды российской деревни: сельские домики под двускатными крышами, дым из трубы, который не даёт зимнему холоду пробраться внутрь, освещённая вечерним солнцем деревня на холмах. Откуда такая тяга к деревенским пейзажам у жительницы Москвы? По словам самой художницы, она почувствовала эту любовь к провинциальной России после путешествия в Тарусу (город, как и Хвалынск, дарящий много вдохновения художникам и писателям) и другим малым городам. Именно это чувство лада, гармонии, красок природного спектра, горизонта Волги привели Анну в Хвалынск, куда она приезжает уже на протяжении нескольких лет за отдыхом и творческим вдохновением.
На встрече Анна много рассказывала о технологиях работы со стеклом. Провела исторический экскурс об эволюции и региональных особенностях витража в Европе, рассказала о советской традиции монументального искусства и украшении общественных зданий художественным стеклом. Художница поделилась впечатлениями о своей стажировке в 1990 году в Штутгартской академии в классе известного немецкого художника-витражиста, профессора Людвига Шаффрата. А также рассказал о своём опыте преподавания курсов по дизайну стекла в российских ВУЗах.
“Витраж — единственный вид искусства, который создаёт светоцвет, у него свои средства выразительности, особая, двухмерная система, которая прекрасно передаёт чувство пространства. Дело в том, что многие люди мыслят шаблонами и при слове «витраж» представляют средневековой храм, и повествовательные «картинки» из стекла, этакая Библия для неграмотных. На самом деле возможности этого жанра гораздо шире. Здесь, на выставке, зритель увидит мои камерные витражи, рассказ об окнах России”, – подвела итог художница.
Приглашаем всех посетить выставку “ДОМ” в выставочном зале Хвалынского музея на Ленина, 71
ВТ-СБ 8:00 – 17:00
Дарья Дмитриенко, директор хвалынского краеведческого музея