Сёстры Анна Илларионова и Людмила Сандракова возрождают молочную ферму в Поповке.
Мы сможем
Всё случилось словно бы само собой. Витало-витало, копилось-копилось и однажды вылилось в разговор сестёр сотцом Александром Алексеевичем Ульяниным на кухне родительского дома в Поповке.
– Пап, мы решили фермерами стать, коров молочных разводить.
– Да что вы! Вы же никогда этим не занимались!
– Мы научимся, папа.
– Это трудно. Мама в колхозе работала, в три утра на дойку вставала…
– Мы сможем.
– Подумайте. Я, конечно, помогу, но, если хоть одну слезу увижу, – брошу.
Разговор Анны и Людмилы с опытным родителем проистекал приблизительно в таком вот духе. Было это два года назад. И тогда дочкины идеи и аргументы, наверняка, показались Александру Алексеевичу какими-то идеалистическими, юношескими… Они говорили ему о возрождении села.О том, что молодёжь хочет и должна зарабатывать дома, а не мотаться по «северам».Что больно смотреть на ветшающие постройки передового когда-то колхоза, чьи фермы обслуживали тысячи и тысячи голов «рогатки». Что тут скажешь – дети!
Анна и Людмила не дети, а самидавно мамы, директора крупныххвалынских магазинов, укаждой в загашнике – по два разномастных диплома. Однако солидный жизненный багаж не помешал им начать с нуля – буквально через несколько дней после того эпохального разговора с отцом в сарае родительского дома стояли первые три коровы. Со временем их стало больше.
– Мужья на вахтах, так что ремонт в сарае мы делали сами, с отцом, – вспоминает Людмила. – Бывало, доску возьмёшь, палец защемишь, слёзы из глаз так и катятся. А ты – пулей из сарая: соринка, мол, в глаз попала. Нельзя было, чтобы папа заметил. В общемнаплакались вдоволь.То коровка норовистая лягнёт так, что кубарем квыходу катишься, то доить не получалось, то показалось, что заболели наши тёлочки. Анна очень расстроилась, когда отклонили первую заявку на грант для развития нашей фермы. Что ж, значит, этобыл не наш грант.
Совсем другие горизонты
Сейчас они рассказывают об этом с улыбкой, как о неминуемом приключении, после которого всё встало на свои места. А ведь они только начинаются. Впрочем, слово «приключение» здесь уже не к месту. Начинается большая, серьёзная, длительная и очень ответственная работа. В августе этого года стало известно, что региональный Минсельхоз одобрил грант начинающим фермерам из Хвалынского района. Три миллиона рублей господдержки открывают перед Анной и Людмилой совершенно другие горизонты молочного животноводства.
Эти самые горизонты отчётливо видны при въезде в Поповку. Но поворачивать нужно не направо, а налево, в сторону брошенных и разрушающихся зданий бывшей фермы. Многие годы они никому были не нужны, разве что железяку какую открутить, кирпич выломать, доску вытащить для личных бытовых нужд. И вот недавно в одном из скромно отремонтированных корпусов фермы поселились двадцать пять тёлочек красно-пёстрой породы.
– Деньги мы получили под очень жёсткие условия, – рассказывает Анна Александровна. – По договору животные должны закупаться в Саратовской области, находиться под постоянным наблюдением ветеринара, обязательно страховаться. Поголовье дойных коров благодаря искусственному осеменению должно увеличиваться минимум надесять процентов в год. Сбыт молока – опять же местному переработчику. А ещё мыдолжны создать три новых рабочих места, платить зарплату не ниже минимальной и ежегодно индексировать её на процент получаемой прибыли.
К этому стоит добавить, что отчитываться о состоянии дел на ферме нужно будет каждый квартал, в течение пяти лет. И сёстры к этому готовы. Во-первых, в трудный фермерский бизнес они вложили и семейные сбережения. А во-вторых, получили возможность двигаться к заветной цели – новому телятнику и тысячному поголовью коров и бычков.
В развитии молочного производства в Поповке заинтересован и Хвалынский молочный завод. Местные переработчики уже ежемесячно получают до 2,5 тонн молока из Поповки от первого небольшого семейного стада. Стоит ли рассказывать, насколько выгоднее и удобнее нашему производителю получать сырьё от своего фермера, а не возить его из Ульяновской и Самарской областей.
Молодцы, девочки
Пока двадцать пять «грантовых» Зорек нежатся на карантине и привыкают к новым стойлам, начинающие фермеры присматриваются к другим двадцати пяти коровкам. По условиям господдержки, хозяйствона выделенные средства должно приобрести пятьдесят дойных коров. Интересуюсь, не страшновато ли с таким количеством?
– Нас многие поддерживают, – говорит Людмила, – хотя, есть и те, которые крутят пальцем у виска. А вот бабули, которые помнят прежнюю колхозную жизнь в Поповке, которые сами работали на ферме и ухаживали за своими Зорьками и Пеструшками, говорят нам: «Молодцы, девочки». К тому же мы с сестрой – из многодетной семьи, нас у родителей семеро. Только один наш брат уехал жить и работать на Север. Остальные здесь, в Хвалынске и Поповке. Брат Серёжа с женой и ребёнком совсем недавно из большого города в Поповку переехал, тоже решил животноводством заняться. Мне кажется, нас сюда, на родину, как магнитом тянет.
Кстати, большая семья Ульяниныхкорову долгое время держала. Правда, ухаживать за нейполагалось исключительно мальчишкам. Двух дочек Александр Алексеевич и Ольга Васильевнак домашнему коровнику не подпускали.
Теперь-то они упущенное наверстают!
Наталья Кологреева