Небесный Хвалынск

А вы у нас на третьем этаже были?
Вопрос директора музея застаёт врасплох. Мы больше по первым этажам специалисты. Тем, где бронза, кости мамонтов и прочие древности…

Узкая лестница… Таинственная дверь, открываемая специально для нас… Холод. Да, +21° – уже холод, от которого успели отвыкнуть в жарком Хвалынске)))

Три маленьких зала. Прямо напротив двери через зал – знакомая икона – образ Святителя Петра. Великим человеком был Митрополит Пётр: провидец, перенёсший митрополичью кафедру из Владимира в Москву, чем обеспечил будущее становление Москвы как центра Руси; иконописец, написавший две чудотворные иконы Богородицы… Икону в 60-х увезли в Москву в музей Андрея Рублева, и только спустя 50 лет её удалось вернуть домой.

История возвращения интересна, но об этом вам в музее расскажут. И об иконе Шестиднев расскажут. Ведь Шестиднев – икона очень редкая. По сути – клейма (маленькие иконки), повествующие о том, как Бог сотворил Землю. Всего за 6 дней…

Тёмно-синие стены, скупые блики литья, аскетизм обстановки молельной комнаты старообрядцев. Как продуманно! Экспозиция размещена в той комнате дома Радищевых, где действительно была молельня. Это чувствуется! Стены имеют память.

И Царские врата из иконостаса Черемшанского монастыря… И икона Неопалимая купина – самая труднопонимаемая икона православного мира – символ непорочного зачатия Богородицы…

Спешите! Всё это рядом! И всё надо успеть увидеть…

В Радищевском музее Саратова открывается выставка одного произведения – иконы XVI века из собрания Хвалынского краеведческого музея “Святой митрополит Пётр Киевский и всея Руси”. Этот святой известен тем, что во время активной борьбы за великокняжеский престол в начале XIV века, которую вели Тверское и Московское княжества, встал на сторону последнего, поддерживая сначала князя Юрия Московского, а потом Ивана Московского (Калиту). В 1325 году святитель Пётр по просьбе великого князя Ивана Калиты перенёс митрополичью кафедру из Владимира в Москву, тем самым предопределив будущее возвышение Москвы как центра всей России.

По совету святителя в Москве в 1325 году была заложена церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, в которой он и был погребён. Митрополита Петра канонизировали после смерти, причём достаточно быстро, в 1339 году. Он стал одним из самых известных русских святых. Само произведение представляет собой поясное изображение святителя, слегка развернутого и склонившегося вправо. Цветовое решение памятника отличается праздничной декоративностью. Подобные тенденции внес иконописец Дионисий, с именем которого связано изменение направленности в сторону более нарядных ярких цветов. Однако автор данного произведения не известен. Золотой яркий фон у иконы появился уже позже. При разборе старого иконостаса икону обрезали, а затем надставили планками и позолотили. Икона хранилась в Черемшанском монастыре, а после революции попала в Хвалынский краеведческий музей. В 1964 году её забрали в столицу в музей имени Андрея Рублева.

“Митрополит Пётр долго возвращался домой, целых 54 года, – сообщил депутат областной Думы, краевед Алексей Наумов. – Когда девять икон забрали из Хвалынского музея, восемь направили на реставрацию, а эту оставили на временное хранение. Длительная переписка с музеем Андрея Рублева позволила вернуть её на Саратовскую землю”.

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться