Недавно театр кукол «Лель» стал победителем конкурса Фонда президентских грантов и теперь запускает проект «Благотворительные гастроли». В рамках проекта будет показано 30 спектаклей, проведено 13 мастер-классов по кукловождению и 7 творческих встреч. Проект будет реализован в Саратовской, Самарской, Ульяновской и Пензенской областях. Об этом и многом другом мы поговорили с художественным руководителем театра – заслуженным работником культуры РФ Сергеем Колпаченко и директором театра –членом Гильдии театральных менеджеров РФ Егором Покровским.
-В чём суть – «соль» проекта?
Делаем благотворительные гастроли со спектаклем «Маленький принц» для детей с ограниченными возможностями. Его показы пройдут в различных реабилитационных центрах, интернатных учреждениях, где проживают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
-Основная труппа театра?
-Основных актёров двое – это я и Ксения, работаем штоковыми марионетками и марионетками на нитях, привлечены два московских художника, которые заняты сценографией – Александр Заленюк и автор костюмов и кукол Сергей Поляков. Егор Покровский – режиссёр-сценарист и ,конечно, куклы!
-Как находятся темы для спектакля? Почему именно эта, а не другая постановка?
-Они сами меня находят.
К разговору подключается Егор.
Всё рождается случайно. Например, моноспектакль «По самому по краю» родился из моих выступлений по Хвалынскому району. Однажды пришло всего три человека, можете представить мою реакцию? А тут Сергей Егорович и говорит – нужно ставить спектакль! Спектакль поставили, показали 30 раз за 2,5 года. У спектакля была обширная география, от столицы до малых городов и сёл, а в Питере он стал лауреатом всероссийского фестиваля.
С «Лисой Патрикеевной» получилось тоже очень интересно, собирался сделать сказку о рыбаке и рыбке, а тут подарили эту чудесную куклу.
Очень яркая, вязаная лисичка – солнышко, я взял ее в руки и стал просто баловаться и тут – «Эврика!», а что если поставить кукольный спектакль по народным сказкам и осовременить его – это и было рождение «Лисы Патрикеевны». «Маленький Принц» вынашивался давно, но если бы не поддержка Фонда Президентских грантов ,не скоро бы родился. Очень дорогостоящее это дело. И на самом деле трудностей у театров достаточно, не так сложно поставить спектакль, как потом его продать.
-Сколько потребуется изготовить кукол для спектакля? Из чего их будут делать? Какова стоимость?
-В спектакле будет задействовано 11 кукол. Обычно голова куклы изготавливается из папье-маше, тело из различных материалов, фрагменты которого сочленены меж собою подвижно, на каркас куклы надевается костюм. Для данного спектакля все куклы авторские, уникальные, то есть сначала для спектакля будут разрабатываться эскизы, потом по ним мастер изготовит кукол. Стоимость одной марионетки колеблется от 10 до 30 тысяч, в зависимости от сложности куклы, квалификации мастера. Театр на самом деле очень затратная, дорогостоящая вещь. Ведь чем лучше исполнение, тем лучше и интересней действо. В подготовке даже самого маленького кукольного спектакля задействовано достаточно много человек, причём лучше, чтобы это были профессионалы , а мастерство – оно, как известно, недёшево.
-Это довольно-таки большой набор, два человека с этой задачей справятся?
-В спектакле много эпизодичных ролей: король, фонарщик, себялюбец, делец, пьяница, лис, роза – поэтому это возможно. Сложнее с главными персонажами, Маленький принц – марионетка на нитях, у такой куклы двигаются глаза и все многочисленные сочленения. Лётчик Антуан и Железнодорожник – это живой план, я собственно и буду исполнять эти роли. Есть еще маппет кукла – это Змея, она надевается на руку кукловода.
Во время беседы Сергей Егорович извлёк из недр шкафа куклу, в руках Ксении она буквально ожила: развела руками, закатила глаза к небу, потом согнулась, изображая вселенскую скорбь… Это было так по-человечески и так завораживающе… Тем более если ты никогда раньше не видел дуэт маэстро – кукла так близко. Конечно, потрогала, конечно, подергала за ниточки – это не так просто, скажу я вам. Ведь ты должен заставить куклу быть живой, наделить её человеческими, своими эмоциями, чтобы она своими движениями, голосом вызывала у зрителя радость и грусть, сочувствие и понимание. В общем, кукловод – это что-то вроде волшебника, причём настоящего, существующего, даже имеющего прописку, ну это так, для ваших улыбок, а если серьёзно, то такому делу надо учиться, иначе просто запутаешься в этих нитях, а кукла будет биться в конвульсиях ( хотя это, наверное, тоже иногда нужно).
-На сегодняшний день рынок предложений по наполнению досуга огромен. Тут тебе и кино, и спорт, и концерты. А что театр?
-Театр – живой вид искусства, он здесь и сейчас, никогда не бывает двух одинаковых спектаклей, ведь артисты прожили больше дней, это может быть другое настроение, время, отношение – всё это накладывает свой отпечаток. Вот поэтому каждый спектакль индивидуальный и никогда не будет точной копии. Театр – это о жизни. Это зеркало, отражение наших поступков и чувств, а также призыв задуматься. Если вы ещё живы – ходите в театр!
Татьяна Ушакова