Когда началась война, Катеньке и Клавочке было по тринадцать лет. Так случилось, что у них не было отцов. Поэтому с раннего детства они помогали своим матерям справляться с домашним хозяйством.
Было трудновато, а с июня 1941 года стало ещё труднее. Мужчины ушли на фронт, остались в селе женщины, старики и дети. Надо было растить хлеб и убирать его, ухаживать за животными.
Катеньке и Клавочке определили ухаживать за маленькими колхозными телятками. Сначала им это понравилось. Они были интересными, эти телятки, шустрыми, весёлыми, крикливыми. Но надо было не только любоваться ими, но и кормить, убирать клетки, выводить на прогулку. Летом было тепло, с трудностями справлялись, хотя матери нет-нет да и заглядывали к ним в телятник, спрашивая: «Ну что, миленькие, справляетесь, или помочь?» Хотелось попросить помощи, но они понимали, что матерям тоже несладко ухаживать за коровами.
Пришла дождливая и холодная осень. Вставать приходилось рано, шлёпать по грязи в резиновых сапогах, чтобы растить своих питомцев. А за осенью пришла зима с вьюгами и метелями. Дорог не было. Порой шли, по колено проваливаясь в сугроб. Но всё равно шли в худых валенках и ветхих пальтишках. Теляткам тоже было холодно, и Катеньке с Клавочкой хотелось согреть их своим тельцем. Однажды Катенька заболела: её от простуды сматили чирьи. Они набросились на неё с такой яростью, что она не знала покоя ни днём, ни ночью.
Страшно было смотреть на эти красные и гнойные пупыры. Она металась от боли по печке, а Клавочка успокаивала её, что oна поправится, но сама втихомолку плакала.
Катенька, конечно, поправилась, но сил не было, чтобы справиться с нагрузкой. Всю зиму ей помогали мать и Клавочка.
Наступила весна, выглянуло ласковое солнышко, надо было выпускать теляток на прогулку. Они радовались этому, старались щипать травку, бегали по полянке. Клавочка предложила Катеньке прилечь на бугорок и отдохнуть. Она прилегла и задремала, подставив свой бочок тёплым солнечным лучам. Больше всего на свете ей хотелось сейчас, чтобы наши солдаты победили проклятого немца и чтобы её больше никогда не сматили чирьи.
Алиса Невматуллина, 4 класс, школа с. Акатная Маза