В объективе человек с фотоаппаратом

Это история человека, который отмечает свой юбилей в один год с юбилеем Победы. Его воспоминания о послевоенном детстве, об учёбе и работе, о людях, которые встретились ему на жизненном пути, о событиях, свидетелем которых он стал. В объективе человек с фотоаппаратом, Евгений Иванович Шульц, 26-го февраля ему исполнилось 75 лет. Корнями из поволжских немцев, рождённый в Запорожье, с раннего детства хвалынчанин. Жителям Хвалынска и Хвалынского района известен как фотокорреспондент нашей газеты с 1970-х годов до начала 2000-х. Пролистаем страницы его жизни. Увеличим отдельные эпизоды. Рассмотрим детали, закономерности и знаки судьбы.
Предисловие
Клавдия Андреевна Шульц, ветврач-вирусолог, была у истоков создания Хвалынской баклаборатории. Именно тот факт, что она станет основателем этого направления на хвалынской земле, предопределил её выбор при распределении. Так началась общая история отдельно взятой семьи в отдельно взятом городке.
Страница первая – картинки
из детства
Несмотря на глубокий тыл, послевоенное детство не очень сильно отличалось от военного, так как продолжалась полуголодная жизнь с лишениями и трудностями. Из маминых рассказов Евгений помнил, что в грудном возрасте был очень беспокойным и часто плакал, а мама никак не могла найти этому причину. Помогла соседка. Как-то раз Клавдию Андреевну вызвали срочно на работу и пришлось оставить Женю на попечение соседки, у которой тоже было дитя на грудном вскармливании. Вернувшись, она удивилась словам той женщины, что ребёнок очень спокойный и спит хорошо. Оказалось, что всё беспокойство было от голода, от которого материнское молоко не спасало…
«Случалось и такое, что маму на месяц отправляли в командировку. Тогда мы с младшим братом оставались под присмотром старшего, он и о нас заботился, и на работу ходил, а было ему тогда, наверное, 12-13 лет…»
«Из самых ранних воспоминаний в памяти всплывает одна картинка – мальчишки доверили мне, самому младшему, пост на заборе, а сами пробрались в соседский огород. Не могу вспомнить, зачем они туда полезли, только помню, как я смотрел на всё с высоты забора и чувствовал себя очень важным…»
Для маленького Жени самыми страшными существами были коза и петух, с которыми приходилось воевать с попеременным успехом.
Страница вторая –
мои университеты
«Я много школ прошёл. В Хвалынске их было не в пример сегодняшнему времени. Начальные классы закончил в базовой четырёхлетней школе (сейчас школа-интернат, угловое здание на ул. Ленина). Затем была восьмилетняя школа – здание возле Волги, где позже располагался четвёртый цех завода «Электрофидер». Старшие классы обучался в школе №4 (сегодня школа №3).
Так уж повелось в жизни, что Женя всегда оказывался в экспериментальной среде. Именно в то время, когда он и его сверстники поступили в старшие классы, было введено 11-летнее образование с производственным обучением. Со школьными знаниями одновременно получали технические навыки: девушки обучались на портних, а юноши – водителей и столяров. «Я попал на водительские курсы, но судьбу не проведёшь. Получить водительские права мне не удалось, т.к. наш наставник уехал, но я этому рад, понимал, что это не моё», – рассказывает Евгений Иванович.
Следующим «университетом» стала служба в рядах Красной Армии, которую Евгений проходил в Германии. Был направлен в вычислительное отделение и обучен на оператора вычислительных машин.
В те годы служили в армии три года. А в год, когда демобилизовался Евгений Иванович, срок службы поменяли на два года (очередной казус судьбы).
Страница третья – ремесло фотографа – хобби или профессия
Два увлечения было у молодого Жени: спорт и фотографирование. Два настольных журнала были всегда в его жизни «Физкультура и спорт» и «Советское фото».
При выборе профессии все ставки были на спорт, увлекался борьбой, и не просто был увлечён, а срастался с этим видом спорта. Мастера удивлялись, как у него получались приёмы, а он сам не всегда понимал «как» тело интуитивно находило решение в процессе борьбы. Мечтал поступить в Волгоградский институт физической культуры, но и тут его поджидало препятствие – получил травму ноги, и пришлось отказаться от своей мечты. Фотографией Евгений заинтересовался, когда увидел снимки у младшего брата.
После армии уехал в Волгоград, устроился на комбинат силикатных стройматериалов. Вдохновлённый примером брата твёрдо решил приобрести фотоаппарат. Долго выбирал в магазинах, заходил в фотоателье, выспрашивал у мастеров, но они не торопились делиться своими секретами. Первый опыт показа своих снимков был на заводе в редколлегии комсомольского прожектора.
Страница четвёртая – говорим газета «Звезда», подразумеваем фото Е. Шульц
На комбинате тяжёлый силикатный запах не шёл в сравнение с чистым хвалынским воздухом, поэтому недолго проработав, Евгений вернулся домой. По совету Анатолия Платонова, насчёт работы обратился в редакцию.
«Редактором был Иван Степанович Свищёв, посмотрел он мои снимки, фотоаппарат и сказал: «попробуй…», и сразу дал первое задание: «сходи на промкомбинат, понаблюдай, пофотографируй». Не помню, сколько времени я простоял у проходной, волновался очень. Но, наверное, справился, потому что после выполнения первого поручения мне предложили написать заявление о приёме на работу. Так увлечение перешло в профессиональную деятельность, началась совместная история редакции газеты «Звезда» и фотокорреспондента Евгения Шульц.
Фотографии и заметки Евгения Ивановича выделялись остротой взгляда, сюжетом и лаконичностью. Умение схватить кадр, уловить момент, настроение обычным плёночным фотоаппаратом было не так просто. А сформулировать краткую и ёмкую подпись к фото – это уже отдельный жанр и личное мастерство.
Отношения фотографа с редакцией были переменчивые. Не один раз уходил, причины были разные – низкая зарплата или сокращение единицы. В промежутках поработал на атоммаше в Волгодонске, в Хвалынске на заводе гидроаппаратуры и других предприятиях, работал в фотоателье. Но где бы он ни оказывался, с ним всегда был фотоаппарат, а в рабочих стенгазетах его фотографии. Всякий раз заканчивалось тем, что редакция и Шульц снова воссоединялись. Странное дело, но если пролистать историю газеты, то выясняется, что фотокорреспондентом на протяжении 30 лет был только Евгений Иванович Шульц.
Страница пятая – семья
Как-то раз молодой фотокор зашёл в типографию и увидел её…
Но сначала он увидел как она работает. Избранницей нашего героя стала девушка Галина, работавшая линотипистом в типографии. Наборщик текстов на строкоотливной машине – сегодня эта профессия числится в списке исчезнувших. Евгений увидел, как девушка застыла и ждала, когда за ней успеет машина. Позже он узнал, что это высшая степень мастерства линотиписта – владение слепым способом набора. Галина сначала удивила фотокора своими способностями, а потом покорила его сердце. Встречались недолго, всё было понятно без слов. 5 декабря 1976 года на свет появилась ещё одна ячейка советского общества – семья Шульц. У Галины Михайловны и Евгения Ивановича Шульц двое детей и одна внучка, которая с раннего детства для деда является фотомузой.
Послесловие
Сложно уместить на страницах газеты историю жизни человека, трудно определить, что наиболее важно было для самого героя, а что будет интересно для читателя. И всё же история любого человека интересна, потому что нет неинтересных людей. Герой сегодняшнего повествования – ровесник Победы. В день, когда читатели получат этот номер газеты, в национальном парке «Хвалынский», откроется фотовыставка «Ровесник Победы – человек с фотоаппаратом». Состоится встреча Евгения Ивановича Шульц с молодым поколением, друзьями и коллегами. Редакция поздравляет юбиляра и желает ему многие лета.

Татьяна Фролова