Трудный выбор

У меня растут года… Всем известны строчки Владимира Владимировича Маяковского о трудности выбора профессии. Но после слов «будет мне 17» хочется поставить знак вопроса: 17 или 15? Трудный выбор: 9 или 11 классов –  оканчивать драгоценному чаду? Как выбрать правильный путь к успеху? Столько вопросов и сомнений…

Для того чтобы у  родителей выпускников было больше информации для совершения правильного именно для них выбора, я обратилась за комментариями к компетентным работникам образования.

 Светлана Александровна Охулина, заместитель директора по учебной работе школы №1:

Каждый человек рождается для какого-то дела.  Выбранное решение зависит от целей, желаний и уже имеющихся навыков и ресурсов. По моему мнению,  полное среднее образование нужно тем, кто пойдёт учиться дальше и будет получать высшее образование. Высшее образование – это прекрасный инструмент, который может раскрыть выдающийся потенциал, сделать из вас профессионала.

Но не для каждой специальности высшее образование необходимо и не всегда является единственным источником для освоения профессии. Достаточно окончить профессиональные образовательные учреждения, при этом  получить  и среднее образование, и специальность. Первая ступень к взрослой  жизни – получение качественного образования и необходимых теоретических и практических знаний в выбранной сфере обучения.

Ирина Михайловна Летягина, директор школы №2:

 Сейчас выпускники 9-х классов стоят перед выбором – куда пойти учиться. Действительно, самое время всерьёз задуматься и детям, и их родителям,  взвесить все плюсы и минусы продолжения школьного образования и обучения в учреждениях среднего профессионального.

 Ребята,  мотивированные на высшее образование и  серьёзную учебу, конечно же, пойдут в 10-й и будут готовиться к сдаче ЕГЭ на максимально возможные баллы, так как каждый балл играет большую роль при конкурсном отборе в вузы. Так должно бы быть в идеале. В реалии в 10-й  часто идут дети, которые ещё не созрели для самостоятельной жизни вдали от дома. Хорошо, если выпускник готов к перемене места и  у него не снесёт голову от свободы. Много зависит от воспитания в семье, от степени доверия ребёнку, от его ответственности и простой дисциплинированности, от элементарного умения себя обслужить, обустроить свой быт, организовать свой распорядок дня. Если эти качества есть у школьника, он  достаточно быстро адаптируется в новой обстановке. Если чаду требуется ещё время для дозревания и  настроенности на дальнейшую учёбу  в школе нет, пора получать специальность, которая через несколько лет будет источником дохода и, возможно, отправной точкой для продолжения учения на более осознанном уровне. Словом, все пути после 9 класса хороши, если выбор своего собственного  осознан. 15-16 лет – это, на мой взгляд, возраст, подходящий для принятия самостоятельных решений.

Наталья Владимировна Гурылёва, директор школы №3:

 Вот он… долгожданный аттестат об основном общем образовании. Первый документ зрелости. Что он даёт, спросите вы? Выбор.  А для этого нужно правильно рассчитать свои силы, возможности. Не нужно идти в 10-й со словами – пусть мой ребёнок подрастёт, он ещё маленький. Это ни к чему хорошему не приведёт. Требования к 10-класснику высокие, причём каждый год в образовании происходят изменения, усложнения. Хорошо, если вы уже знаете, чего хотите от жизни, какие предметы необходимо углубленно изучать. Вот тогда можно правильно составить образовательную траекторию. А если ребёнок мечется, то соответственно он и к учёбе относится  спустя рукава, авось  «пронесёт». И родители мучаются, и сам ребёнок не знает, что ему делать. Соответственно 10 класс отучится и уходит в лицей.  Чтобы такого не случалось , надо подумать, какая профессия  ближе и как я её буду достигать? Есть несколько путей. Первый – получаем среднее общее образование и идём в высшее учебное заведение. Второй – получаем среднее профессиональное образование, идём работать и заочно получаем высшее образование. И третий путь выбираем среднее профессиональное образование и идём в высшее учебное заведение.  Все пути открыты. Сделайте правильный выбор!

Татьяна Николаевна Спартак, заместитель директора православной гимназии во имя святого мученика Медема:

10 класс или колледж? Вопрос, от которого зависит многое в вашей жизни.  Решается он в зависимости от ситуации, сложившейся на момент окончания 9-и классов, в семье.  Какие цели ставите перед собой? Получить высшее образование или начать как можно раньше работать и зарабатывать?

Многие ученики боятся трудностей ЕГЭ и выбирают путь студентов колледжей. Но это не облегчит жизнь, как многие думают. Колледж также предоставит, помимо новых впечатлений и открытий, массу трудностей. После девятого класса вы достаточно юны и переменчивы. Сегодня мечтаете стать врачом, завтра – экономистом, а послезавтра – художником. Ещё не сформировалось осознанное представление о том, чем  хотите заниматься не на уровне хобби, а в качестве постоянного дела, обязанностей и ответственности за  результат труда.  Профессия и место работы играют огромную роль для жизни в современном мире. 10-й класс может помочь  расставить приоритеты , а уже на уровне подготовки к ЕГЭ определиться, что вы хотите от своей жизни за стенами школы. В таком случае поступление в вуз будет осознанным, а бесценное время не будет потрачено даром. Вы меняетесь каждый день. Подумайте, выбрав специализированный колледж, будет ли у вас возможность искать себя, если окажется, что это направление образования вам не подходит?

Другая ситуация:

Если вы не планируете получать высшее образование, то не нужно терять два драгоценных года. Не нужны лишние переживания на экзаменах. Обязательное среднее образование Вы получите и в колледже, а закончить его сможете успешнее, чем школу, получите специальность и сможете раньше начать карьеру.

Учителя и классный руководитель могут дать совет, а решение за выпускником и родителями.

 Ольга Александровна Кошелева, родитель:

В нашей семье даже не стоял вопрос, сколько в школе  будет учиться сын. Однозначно – 11 лет!  Хотя были соблазны и возможности покинуть школу после 9-го класса. Но Матвей неплохо проявил  себя в учёбе, получил аттестат с отличием.  У него уже давно есть мечта, вернее цель – стать хорошим юристом.  Его дедушка был следователем. Поэтому на семейном совете  решено, куда будет поступать сын.

А ещё достойным примером для него является сестра Анюта. Она хорошо училась. Много занималась. Благодаря титаническому усердию, хорошо сдала ЕГЭ и поступила в Воронежский педагогический университет на бюджет. Она будущий психолог.

 Хочется пожелать Матвею успехов в дальнейшей учёбе, не снижать достигнутую планку и идти к цели уверенными шагами. Анюте стать отличным специалистом.  Мы верим,  что у них всё получится!

Наталья Юрьевна Сидорина, родитель:

Мой сын Арсений окончил 9-й класс и мог бы пойти в 11-й, объективных причин не получить полное среднее образование нет. Но он пока не понимает, кем  хочет стать.  С раннего детства я пыталась развить его способности к чему – либо. Арсений окончил музыкальную школу по классу «баян», дополнительно занимался фортепиано,  недавно купил гитару, сам её осваивает, но профессию с музыкой не связывает. Ясно точно, что он технарь. «Жизнь  длинная, – подумала я, – неизвестно, какие умения в ней пригодятся. Мне запали в душу слова героя Глеба Нержина из произведения А.И.Солженицина « В круге первом»,  когда он, гениальный математик, в шаражке, на свидании, встречается со своим учителем и в сердцах говорит ему, лучше бы Вы меня сапоги шить научили! Мы не знаем, какие «сапоги» нам пригодятся, но, что у сына перед армией уже будет профессия, считаю делом хорошим.

 Арсений рад, что  получит много профессий в Хвалынском лицее. Он выбрал  профессию автослесаря,  получит права разных категорий и диплом оператора заправочных станций. А параллельно с основным обучением окончит курсы, которые его заинтересуют, они проходят на базе того же лицея.

После армии это будет другой человек, взрослый, надеюсь, знающий, чего  хочет, и тогда все дороги по выбору своего дела жизни перед ним будут открыты!

Какой бы выбор вы ни сделали, пусть он будет взвешенным и осмысленным!

Наталья Сидорина


Светлана Александровна Охулина,
заместитель директора по учебной работе школы №1

Ирина Михайловна Летягина, директор школы №2

Татьяна Николаевна Спартак, заместитель директора православной гимназии во имя святого мученика Медема

Ольга Александровна Кошелева, родитель

Наталья Юрьевна Сидорина, родитель