Хвалынску всегда везло с хорошими учителями. С довоенного прошлого и по сегодняшний день в школах города и района трудились и трудятся люди, посвятившие свои жизни самому важному делу – правильному воспитанию новых поколений. Став взрослыми, самостоятельными людьми, мы всегда вспоминаем любимых учителей с теплом и великой благодарностью.
Знания, полученные в школе, – это всего лишь базовый набор информации, так или иначе необходимый в жизни современного человека. Учителя давали нам гораздо больше – раскрывали способности и таланты, формировали как личность, помогали поверить в себя, воспитывали гражданами и патриотами.
Среди педагогов есть немало воистину легендарных людей, чьи имена передаются из поколения в поколения. Однако если бы жители Хвалынска решили воздвигнуть народный памятник Учителю, то думается, что прообразом этому памятнику могла бы стать Элеонора Георгиевна ГЕРАСИМОВА, посвятившая свою жизнь школе и не одному поколению хвалынских учеников. Из пятидесяти лет трудового стажа десять была завучем школы № 1 и тридцать лет (!) бессменным директором школы № 3.
Накануне Дня знаний мы встретились с ней. Общение с таким мудрым, умным, многогранным человеком, как Элеонора Георгиевна, само по себе интересно, но хотелось узнать её мнение и на некоторые реалии современной жизни.
– Элеонора Георгиевна, где Вам больше нравится жить, в Хвалынске или Питере?
– В Санкт-Петербург переехала по необходимости. К дочери, чтобы оказать помощь в воспитании 4-летнего внука. Северная столица, конечно, город красивый, но к Хвалынску я приросла душой и корнями.
Помню в молодости, когда приехала из Саратова в наш город, он показался мне большим селом. А потом, лет через десять, приехав в Саратов, через несколько дней отчётливо поняла, что не могу там долго находиться. Эти многоэтажные дома-муравейники, суета большого города – не лучшие условия для жизни. Только в Хвалынске начинаешь осознавать приятность бытия.
– У Вас не возникало желания продолжить карьеру в столичной школе?
– Никогда не возникало. Приняв однажды бесповоротное решение, нужно следовать ему без колебаний. Я посвятила этот отрезок времени воспитанию внука. Иногда, когда обращаются, занимаюсь репетиторством.
– Ваше отношение к репетиторству? Когда мы учились в школе, то этого явления не было. Необходимый объём знаний мы получали непосредственно на уроках. Как показало время, этого хватало, чтобы реализовать себя в самых разных сферах деятельности.
– Дело в том, что современные учебники пишутся академическим, трудным для понимания языком. Учиться по таким пособиям неинтересно, информация плохо усваивается, поэтому возникает необходимость в «переводчике», который, оказывая дополнительную услугу, объяснит школьнику тот же материал, но в более доступной для понимания форме.
Мне непонятно нынешнее деление предметов на «главные» и «второстепенные». Советская система образования предусматривала всестороннее и гармоничное развитие человека. Сейчас, во времена ЕГЭ, многие предметы перешли в категорию «необязательных». Уроков трудового обучения, где школьники получали практические знания и навыки, учились «делать руками», как таковых не существует. Вместо этого ученики пишут проекты, как «это сделать» теоретически. Признаюсь, я сама писала для внука такие проекты – это ужас какой-то!
Но самый трагичный момент в системе образования – это отношение к статусу, роли и значимости учителя. Ведущий передачи «Модный приговор» Александр Васильев позволил себе охарактеризовать образ пришедшей на передачу женщины как «училка». Уверена, что большая часть телеаудитории даже не обратила внимания на эту бестактность, приняв как должное. Профессия учителя потеряла свою былую престижность. Обнадёживает лишь то, что в последние годы в государстве начали происходить сдвиги в правильном направлении, обусловленные пониманием, что западная модель образования не соответствует целям и задачам, которые стоят перед современной Россией.
Уверена, что придёт время, когда вся эта навязанная нам «шелуха» отпадёт и всё вернётся на круги своя. В истории нашей страны было немало критических и даже трагических ситуаций, но народ всегда находил силы и возможность отстоять суверенитет и независимость. У нас огромный духовный и геополитический потенциал.
– Элеонора Георгиевна, Вы были не только учителем истории и руководителем школы, но и членом КПСС, лектором, выступающим перед трудовыми коллективами города. Поменялось ли ваше мировоззрение за минувшие годы?
– Меняются модели политического и экономического курса страны, но человеческие ценности, взгляды, уклады, принципы социальной справедливости, которые передаются на генетическом уровне, остаются неизменными. Даже во времена «научного атеизма», в трудной ситуации, мы просили: «Господи, помоги!». Христианство с его общечеловеческими ценностями и принципами необходимо для спасения будущего России. На примере нынешней Украины можно констатировать, что развал государственности начинается с крушения духовных, объединяющих людей устоев. И тогда вместо мамы и папы может появиться модель с родителями № 1 и № 2.
– Ведущий передачи «Судьба человека» Борис Корчевников в финале бесед со своими гостями предлагает им написать виртуальное письмо самому себе в прошлое. Что бы Вы написали сейчас маленькой девочке Элеоноре, проживающей на Брянщине, местечке на границе Белоруссии и Украины? Какие советы ей дали?
– Я бы сказала ей, что в жизни нужно надеяться только на себя и собственные силы. Быть независимым за счёт своих знаний и умений. Не причинять никому зла, уметь прощать, особенно детей.