Мы не раз уже писали о достижениях Ильи Березянц, но как они ему достаются – ни разу. На самом деле это не только путь конкретного ребёнка к спортивным достижениям, но и любого, кто хочет добиться большего. Сейчас он в сборной Саратовской области и стремится к тому, чтобы попасть в Российскую.
Для разговора Илья пришёл к нам в редакцию со своим отцом, главным двигателем и опорой во всех начинаниях сына.
Илья с 6 лет, большую часть своей сознательной жизни (сейчас ему 14), занимается спортом и собирается связать с этим своё будущее, учить единоборствам детей.
Илья, какая твоя схватка была самой сложной? И почему таков твой путь?
Наверное, путь ещё впереди. Когда мне было 4 года, папа привёл меня в секцию самбо к Юрию Николаевичу Прилепскому. Мне понравилось. Правда, сразу меня не взяли – сказали, приходите, когда будет 6. И я пришёл.
Первые результаты когда случились? И где ты сейчас занимаешься?
На второй год обучения. Начиналось всё с простых турниров в районе, области, детской лиге самбо. Первый турнир в Саратове – открытый городской саратовский турнир – там в 7 лет впервые занял 3 место. С тех пор практически все соревнования были с медалями.
Мой первый тренер Зрелов Фёдор Венедиктович, хочу отдать ему должное, дал мне первые азы борьбы. До недавнего времени занимался в Хвалынске, а сейчас перешёл в спортивную школу «Олимпик» Балакова к Бумагину Фёдору Владимировичу.
Соответственно езжу на тренировки в Балаково 5 раз в неделю.
Представляете, 5 раз в неделю кататься в Балаково на тренировки, а ведь есть ещё и школа, домашнее задание никто не отменял.
Кстати, Илья учится тоже хорошо – везде успевает. Тут подключается к разговору папа – Иван Березянц:
Как-то пытался надавить на него, в ответ услышал: «Я учусь хорошо, тренируюсь хорошо, что ещё надо?» – козырей больше не осталось. Это было во время первого ПФО, пропустил 2 месяца учёбы. За два дня до соревнований шпарила температура, просил не ехать, но нет. В итоге стал 5-м в Приволжском федеральном округе. А по поводу тренировок – дома тоже тренируется. В пандемию самому пришлось с ним заниматься.
Ого! Это круто, когда папа может ещё и тренировать! Ничего, что у вас разная весовая категория? Получается это семейная традиция уже, если папа в теме?
У него противники свыше 100 кг, так что в самый раз. Разница в весе может превышать в два раза. Категории добавляются каждый год, если по младшим юношам – сейчас 71, дальше 71+. На следующий год переходит в «юноши» – там уже категория до 79. И вот тут есть шанс, он будет бороться со своей весовой категорией.
Сам я тоже занимался, но недолго. Начал уже в старшем возрасте, лет в 20, наверное, когда учился в Саратове. Сейчас веду судейскую практику – самбо от Балакова. Понимаю поэтому, как волнуются спортсмены. Даже уже повзрослевшие дети могут рыдать, когда проигрывают или трясёт их на ковре… Поэтому нужно почаще участвовать в соревнованиях, это не только физическая закалка, но и психическая.
А мама не против такого спорта?
Нет, она нас поддерживает, на соревнования не ездит – переживает сильно, но полностью поддерживает. Нас, кстати, не двое борцов в семье – а трое, сестра занимается дзюдо. Уже год, в этом году и первый экзамен на пояс. (У Ильи зелёный пояс, 3-й кю).
О будущем, поступлении, специальности задумывался?
Ну да, 11 классов тут и в Питер – спортивный институт.
После 9 хотел сбежать! – уточняет папа. – Пришлось приводить веские аргументы в пользу высшего образования. Когда оно у тебя есть, значительно большее количество дверей будет открыто – прислушался.
А травмы? Вид спорта более чем серьёзный…
Травмы были, куда без них… В последний раз сломал руку – 2 месяца без тренировки… Повезло, сломал перед турниром, думал уже не поеду, а его в связи с пандемией перенесли. 14 января сняли гипс, 27 января – областные соревнования по дзюдо. Но бронзу всё равно забрал.
География поездок обширна? Дорогу хоть оплачивают? Или всё за свой счёт? К папе, наверное, больше вопрос…
Поволжье всё изъездили, ездим часто, практически каждые 2 недели. Чем больше соревнований, тем больше опыта.
Балаково частично оплачивает – помогает. Сейчас у нас назначается и суточное питание, и гостиница оплачивается, и на дорогу какие-то средства выделяются. Понятно, что все затраты не покрываются, но хоть что-то – это большая помощь. Всё зависит от вида соревнований. Если они календарные, значит, заложены в бюджет школы, если не календарные – за свой счёт.
В том году дороговато вышли соревнования Приволжского федерального округа, потому что проходили в Нижнем Новгороде. В этом году уже легче – чемпионат проходил в Сызрани.
Школа поддерживает? Ведь у спортсменов обычно больше ни на что нет времени – тренировка, сон… Девушку, наверное, на тренировках только и можно встретить…
Конечно! У меня же и сборы, и лагеря, приходится пропускать, но учителя всё понимают и помогают. Когда ты в областной сборной – ездить обязательно. В следующем году, возможно, будет шанс попасть в Российскую. Когда в категории «юноши» попадаешь в финал – можно ехать на первенство Европы. В общем, надо быть в призах на России. И да, времени больше ни на что не хватает… А девушки, да, они в перспективе, не исключено. В Балакове много дзюдоисток (улыбается). Этот город, наверное, центр дзюдо в Саратовской области. Дзюдо и самбо отличаются правилами и формой, поэтому дзюдоисты ездят на соревнования по самбо, а самбисты на соревнования по дзюдо.
Я числюсь и там, и там, но самбо больше люблю.
На самом деле заканчивать статью не хочется, уж очень интересная история у семьи в целом. Но печатная площадь не позволяет большего. И думаю, что к семье Березянц мы ещё обязательно вернёмся.
В завершение хочется сказать – как это здорово, когда родители поддерживают своих детей и не только на словах, но и на деле. Что жертвуют своим временем, что так близки к своим детям, как в этой семье. Ведь любые достижения, в каких бы сферах они ни были у наших детей, в первую очередь зависят от семьи, от того состояния, в котором пребывает ребёнок. И на самом-то деле это история не только про Илью, а про тех, кто с ним рядом, кто его поддерживает, и поверьте, об этом очень приятно писать…