• 4 октября в картинной галерее имени Петрова-Водкина состоялось открытие выставки «Неслучайная встреча – 5»
• Традиционные выставки хвалынских художников, которые возобновились пять лет назад, отличаются более широким спектром манер, цветового и композиционного решения, нежели заключительные августовские пленэрные выставки фестиваля «Хвалынские этюды на родине К.С. Петрова-Водкина», хотя в фестивальных выставках принимают участие гораздо большее количество художников – студентов художественных училищ и вузов страны. А на выставке «Неслучайная встреча – 5» участвует всего семь: Александр Дьяков, Алексей Карпов, Валерий Кидло, Юрий Кочетков, Георгий Мошков, Вячеслав Тяжолков и Вячеслав Устинов.
• Вероятно, «опыт, сын ошибок трудных» помогает нашим землякам выбрать и мотив с большим, чем охристо-зелёный или голубой, цветовым разнообразием, и «нырнуть» в нём не только в пространственную глубину, но и сюжетную, чтобы передать внутреннее ощущение от увиденного. Для этого недостаточно просто любить природу – надо жить в ней, наблюдать. Хотя метод работы непосредственно с натуры по-прежнему остаётся основным и для наших художников, но меняется отношение к композиции, к решению пространства в пейзаже, к проработке деталей.
• Диапазон подходов к созданию образа широк – от интимности до эпичности.
Первое направление наиболее выражено в творчестве Алексея Карпова, оно полно лиризма. Да это и неслучайно, ведь Алексей поэт и бард, поэтическое начало чувствуется и в названиях его работ: «Улепётывает лето, лепестками дни роняя», «И всё-таки лето кончается…». Он пишет уголки сада с ветками летних или осенних яблонь, гнущихся под тяжестью яблок, даже стройные стволы сосен в лесу, пронизанных солнцем, вызывают ощущение уединённого пристанища. Художник ограничивает пространство, приближая стволы, ветки, столики к переднему плану и замыкая второй листвой или кустарником. У Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина красный конь купался в воде, а более скромный Алексей пишет «Купание красных яблок». Небо – редкий гость в его «укромах». Оно чуть мелькнёт в ажуре листвы и затаится в отражениях воды или яблочном глянце. Настроения умиротворённости, тихой радости, просветлённой грусти в хвалынской природе ему особенно близки.
•
Таким же лириком, несмотря на довольно большие размеры представленных работ, является Валерий Кидло. Его зрение и чувства настроены на передачу полутонов и нюансов, требующих сокровенности выражения. Хочется отметить особую атмосферу в его необыкновенно лёгких, сделанных на одном дыхании, «по-сырому», акварелях: и солнечность свежего утра в интерьере с бликами на стенах и на лице молодой женщины, сидящей у окна в «Свежем утре», и холодное осеннее безмолвие мелового холма в акварели «Мел», и особую российскую печаль – в покосившемся заборе, в старом деревянном сельском домике на фоне гор, погружённых в летние сумерки, в «Вечере». Валерий Кидло ощущает этот мир в его подлинной реальности, вымыслу и фантазии здесь места нет. В таких работах появляется родственная импрессионизму пленэрность, особая достоверность света и воздуха, чистая красочная гамма с прозрачными цветными тенями. Валерий Кидло проникновенно выразил неброскую красоту хвалынского пейзажа – неповторимость напевного ритма, словно перетекающих друг в друга холмов, светоносный колорит осени, зыбь закатного марева на горизонте.
•
Пейзажи Юрия Кочеткова, как правило, многоплановы. Передний план с освещённым солнцем колючим татарником на фоне выжженной солнцем травы в «Меловых горах» чётко отделяется от дальнего плана, выполненного в сине-голубых тонах. Синие горы, подпирающие небо, и крупные соцветия татарника, занимающие львиную долю полотна, создают пространственный контраст и способствуют ощущению фрагментарности композиции, подразумевающей грандиозность пространства, разворачивающегося за пределами этюда. Внимание к деталям, тонкие световые и тональные переходы в «Ирисах», живая структура живописных мазков в «Хвалынских просторах» и «Сирени» отличают работы Юрия Кочеткова. Набирая нужный тон лессировками, играя на тёпло-холодных отношениях, разнообразно показывая текстуру воды, деревьев в волжских пейзажах, живописец создаёт многодельные полотна, продолжая работать в рамках реалистического искусства.
•
Пейзажи Георгия Мошкова можно назвать пейзажами-картинами или «чистым пейзажем». Георгий основывается на тщательном переосмыслении этюдного материала и, в отличие от остальных своих собратьев по кисти, много фантазирует, вернее сказать, синтезирует. В зимних пейзажах Мошкова привлекает удачно взятый цвет, мелодичное, поразительно чистое звучание тонов и полутонов, тонкие, нежные цветовые отношения, смелые световые контрасты. И это относится ко всем его работам в целом, независимо от избранных им ландшафтных мотивов. Его произведениям свойственен торжественно приподнятый тон, и он захватывает зрителя чарующей природной гармонией. Несомненный талант и высокое исполнительское мастерство составляют основу притягательности его искусства.
•
В пейзажах Александра Дьякова природа – почти всегда носитель человеческой жизни, неотделимая от неё. Художник как бы стремится «сблизить» природу и город. Его интересуют окраинные улочки, заросшие травой, тонущие в зелени деревьев переулки. Дьяковский Хвалынск патриархален и уютен. В осенних пейзажах художника передано спокойствие тёплого золотистого сияния осеннего пространства – «Дорога на Хвалынск», «Вид на Хвалынск с мелкарьера». Ещё одной отличительной особенностью творчества Александра Дьякова является то, что он не боится употреблять в своих работах яркие, насыщенные краски. Часто художник пишет открытым цветом – «Красное яблоко». В его палитре преобладают тона ясного неба и чистой воды, сине-голубые и кирпично-красные. Он любит занижать линию горизонта, оставляя большое пространство неба, передавая тем самым ощущение простора, воздуха. Художником движет одновременно юношеский азарт узнавания нового и мудрость умеющего сравнивать, сопоставлять факты и события, поэтически их осмысливать. Философский подход помогает ему уйти от однообразия и выйти за пределы повторения натуры.
•
Участвует в выставке недавно приехавший в Хвалынск из Самары Вячеслав Тяжолков. Это первое знакомство с художником и его видением хвалынского пейзажа. И этот первый выход обнаруживает ещё одного лирика в тесной компании хвалынцев. Он также выбирает для своих работ простые и скромные мотивы – это ещё одно проявление традиций. Но в этих незатейливых пейзажах можно наблюдать всё богатство палитры, а яркость и свежесть красок почти осязаемо натурные. Живая структура живописных мазков отличают его этюды. Художник избегает выражения слишком откровенных эмоций, поэтому так глубоко и задушевно Тяжолкову удалось выразить переходные состояния природы в «Горнолыжном курорте после дождя», вероятно, майского, с весенним высоким небом, с прозрачными, тающими облаками и омытой зеленью, и прощальную задумчивую красоту осеннего леса «На Богданихе».
•
Вячеслав Устинов, как всегда, представлен разнообразными жанрами. Самая большая картина на выставке его – «Памяти боевого товарища посвящается». На картине изображён боевой товарищ Вячеслава Михайловича по пограничному братству на месте гибели майора Н.С. Демченко (1953-1987), награждённого посмертно Орденом боевого Красного Знамени. Убелённый сединами пограничник, погружённый в воспоминания, сидит на месте гибели боевого товарища. Бело-голубой памятник с ярким букетом цветов – цветовая доминанта в пустынном пространстве осеннего пейзажа с высоким горизонтом и белесоватой полоской неба над ним. В волжских пейзажах: «Встреча на Волге, ветреный день», «Тишина на Волге» – художнику удалось цветовыми отношениями, фактурой холста выразить состояние реки, заявленное в названиях этюдов.
Как разнообразна природа, так же бесконечны и её воплощения, что и демонстрирует выставка. И ещё она свидетельствует о том, что искусство, основанное на школе реализма, актуально и современно. Оно воздействует внутренней правдивостью.
Валентина Ивановна Бородина, заведующая художественно-мемориальным музеем К.С. Петрова-Водкина