По общему правилу порядок и сроки рассмотрения обращений граждан Российской Федерации регламентируются нормами Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 59-ФЗ).
Федеральным законом № 59-ФЗ регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также – гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Вместе с тем, требования, предъявляемые к срокам рассмотрения обращений граждан в порядке Федерального закона № 59-ФЗ, не распространяются на деятельность управляющих организаций.
Так, согласно п. 34 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» (далее — Правила), управляющая организация предоставляет по запросу (обращению) собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме в срок не позднее дня, следующего за днем поступления запроса (обращения), любую информацию из перечня информации, подлежащей раскрытию, а именно: наименование (фирменное наименование) управляющей организации; адрес местонахождения; контактные телефоны, адрес электронной почты; режим работы, а также иную информацию, которая предусмотрена п.п. 31 и 32 настоящих Правил.
Кроме того, в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (обращения) гражданина управляющая организация обязана в письменной форме предоставить следующую информацию: периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных услуг, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объемах (количестве) коммунальных услуг, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, объемах (количестве) коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (обращения) управляющая организация также предоставляет сведения о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета за период не более 3 лет со дня снятия показаний.
Наряду с этим, пункт 34 Правил предусматривает следующий перечень сведений, подлежащих предоставлению управляющей организации в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (обращения) гражданина:
копия акта о причинении ущерба жизни, здоровью и имуществу собственника или пользователя помещения в многоквартирном доме, общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, содержащего описание причиненного ущерба и обстоятельств, при которых такой ущерб был причинен; копия акта нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или волнении работ;
копия акта проверки предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Пункт 35 Правил определяет способы направления заявлений (обращений) граждан в управляющую организацию: почтой, посредством электронного документооборота на адрес электронной почты управляющей организации, государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, а также с нарочным собственником или пользователем помещения в многоквартирном доме либо через консьержа многоквартирного дома, если услуга консьержа предусмотрена договором управления многоквартирным домом, устно, в том числе на приеме.
При этом срок на получение ответа на запрос собственника или иного пользователя помещений в многоквартирном жилом доме по вопросам, не перечисленным в п.п. 31, 32 и 34 Правил, составляет не более 10 рабочих дней со дня получения соответствующего заявления.
Вышеуказанные требования, предъявляемые к срокам рассмотрения заявлений, не распространяются на индивидуальные или коллективные обращения граждан, которые не являются собственниками или пользователям помещений в многоквартирном жилом доме.
В таком случае срок на рассмотрение заявлений составляет 30 календарных дней со дня регистрации обращения.
В случае необходимости получения информации от иных лиц, управляющая организация вправе продлить срок рассмотрения обращения, но не более чем на 30 календарных дней с обязательным уведомлением об этом заявителя.
За нарушение требований к рассмотрению обращений граждан наступает административная ответственность по ч. 1 ст. 7.23.3 или по ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в зависимости от существа обращения.
В таком случае срок на рассмотрение заявлений составляет 30 календарных дней со дня регистрации обращения.
В случае необходимости получения информации от иных лиц, управляющая организация вправе продлить срок рассмотрения обращения, но не более чем на 30 календарных дней с обязательным уведомлением об этом заявителя.
За нарушение требований к рассмотрению обращений граждан наступает административная ответственность по ч. 1 ст. 7.23.3 или по ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в зависимости от существа обращения.