Дата 24 мая 2025 года вошла в историю региона как день возрождения пассажирских речных перевозок по Волге.
В 7:30 утра первый Валдай с именем «Саратов – Юрий Гагарин» на борту вышел в свой первый регулярный рейс из Балаково в Саратов.
Напомним, что спустя 30 лет при поддержке Вячеслава Володина возрожден пассажирский скоростной флот в Саратовской области. Для Саратова было предусмотрено федеральное финансирование на возмещение большей части затрат для приобретения пяти «Валдаев». Речь идет о выделении федерального гранта в размере 100 млн рублей на каждый «Валдай» – общая сумма 500 млн рублей. Оставшуюся часть будет софинансировать регион.

В конце лета 2024 года Вячеслав Володин посещал завод по производству речных скоростных судов и договорился о скидке на «Валдаи» для нашего региона с 170 млн до 155 млн рублей. Тогда он и дал поручение губернатору совместно с депутатами Облдумы сделать все возможное для того, чтобы в следующее лето были запущены пассажирские речные перевозки внутри области.
Валдай «Саратов – Юрий Гагарин» уже отправился в большое плавание. В начале июня второй «Валдай» «Саратов – Пётр Столыпин» прибудет в область. Еще два новых судна регион получит в конце года. Сейчас идет их изготовление. Пятое судно прибудет в следующем году. Стоянка для водного транспорта будет находиться в городе Балакове.
Про имя
Первый Валдай носит имя Юрия Гагарина, второй – Петра Столыпина. Остальные суда предложено назвать в честь генерала Ивана Панфилова, политрука Василия Клочкова и летчика Виктора Талалихина. Параллельно с изготовлением «Валдаев» велись работы по подготовке причальных сооружений в нескольких городах на Волге: Марксе, Вольске, Балаково
О планах
В планах — открыть пассажирские перевозки по Волге между аэропортом «Гагарин» и причалом на набережной в Саратове.
Чтобы быть в курсе всех событий, расписания и акций, связанных с речными перевозками, вы можете пройти по QR-коду и стать подписчиком группы в Телеграм-канале.

Немного истории
Первое судно типа «Метеор» появилось в регионе в августе 1966 года. Теплоход «Метеор-43», построенный на судостроительном заводе города Зеленодольска, ходил по маршруту «Саратов-Хвалынск».
Еще одно судно «Метеор-36» прибыло в Саратов в 1969 году и проработало 26 навигаций. Интересный факт: в должности первого штурмана-второго помощника механика на нем работал Александр Азовцев — директор Музея речного флота, который был в числе первых пассажиров нового «Валдая». По его словам, теплоход был легким на ходу и отличался от других судов серии быстроходностью.
Ностальгические воспоминания хвалынцев по «Метеорам»
Для любого человека определённый отрезок времени из прожитой им жизни ассоциируется с какими-то памятными, приятными и яркими событиями. Многие хвалынские старожилы символом своей юности (молодости) называют «Метеор» — судно на подводных крыльях, обычная поездка на котором превращалась в романтическое путешествие. Представители молодого поколения, слушая их восторженные воспоминания о «крылатых ракетах», часто не могут понять их эмоций. Это потому, что подобное событие нужно пережить и прочувствовать! К счастью, «метеорные» времена возвращаются, чтобы снова стать частичкой нашей жизни…
Ольга Данилова, жительница Хвалынска
— Лично у меня с «Метеорами» связаны только детские впечатления, так как к моменту моего взросления их, к великому сожалению, перестали эксплуатировать. Самыми престижными пассажирскими местами считались те, что находились в носовой части салона. Там и обзор был лучше, меньше трясло и не так пронзительно пахло моторными выхлопами.

Именно в носовом салоне создавалось ощущение, что судно, совершая свой разбег на волнах, через мгновение оторвётся от водной поверхности и взмоет в воздух. Там же находилась буфетная стойка, где можно было купить самый вкусный лимонад (так мне казалось) и мороженое!
Сейчас, даже спустя десятилетия, поездки на «Метеоре» вспоминаются как чудо, как сказка, в которой хочется вновь оказаться!
Ольга Прилепская, предприниматель
— Во времена моей студенческой юности, а это были 70-е годы, автобусного сообщения между Хвалынском и Саратовом не было. Все местные студенты добирались сначала до станции Возрождение, а потом поездом до Саратова.
Это было ужасно неудобно и хлопотно, поэтому мы (студенты) с нетерпением ждали открытия навигации, которая давала шанс добираться до Саратова на «Метеоре». Кстати, билет на поезд и на «Метеоре» стоил одинаково – 5 рублей.

Поездки на крылатом судне связаны только с приятными впечатлениями и событиями: любуешься в окно на живописные волжские
берега или просторы, задремлёшь, проснёшься, а ты уже дома! Правда, из-за того, что Хвалынск был транзитным пунктом назначения, билеты продавали по факту наличия свободных мест. По этой причине иногда приходилось ждать следующего рейса. На моё счастье в кассе речного порта работала моя тётя, которая часто оставляла для меня заветный билетик.
«Метеор» можно назвать символом нашей юности! Как было бы замечательно, чтобы представители молодого поколения обрели возможность ощутить все прелести речных поездок на «Метеоре»!
Александр Дьяков, художник
— Моё первое путешествие на «Метеоре» случилось в семилетнем возрасте. Оно было фантастически ярким, но очень коротким.
Родители, которым нужно было съездить в посёлок Духовницкое, решили сделать мне приятный сюрприз, купив билеты не на паром или «ОМик», а на скоростной «Метеор». (Тогда «Метеоры», следуя по маршруту «Саратов-Куйбышев», из Хвалынска заходили ещё и в посёлок Духовницкое.)
«Метеор» показался мне тогда космической ракетой, которая, как на крыльях, преодолела за четыре с половиной минуты ширь волжского пространства. (Мама тогда специально засекла на часах время нашей поездки.)

Я был счастлив, но путешествие показалось мне чрезвычайно быстрым, и я умолял родителей его продолжить. Мама, сказав, что это невозможно, утешила меня словами: «Вот, когда станешь взрослым, будешь кататься на «Метеоре», сколько душе угодно!» Её слова оказались пророческими. Мне довелось часто ездить по делам в Саратов, и, конечно же, все поездки я по возможности совершал на «Метеорах» и «Ракетах». Мне нравилось в них всё! На борту судна был буфет, где можно было приобрести пиво, лимонад, кулинарные изделия и бутерброды с вкусной колбасой.
Имелся туалет и даже маленькая прогулочная палуба — радость для курильщиков. Ветер с брызгами воды дарил неповторимую атмосферу — всё было в кайф!
Однажды, убаюканный гулом мотора, я проспал кратковременную стоянку в Хвалынске. Открываю глаза, а за окном «проплывают» дамба, пятиэтажки, пожарная часть, потом пляж… И только тут до меня дошло: я же прошляпил свою «остановку» и смогу сойти на берег только в Сызрани! Вечером я купил в сызранской кассе самый дешёвый билет до Хвалынска на какой-то пароходик и только ночью сошёл на нашей пристани.
амое смешное, что у меня при себе остались только два рубля, а билет на пароход стоил один рубль девяносто копеек. Мне даже хватило десяти копеек на пирожок, который оказался удивительно вкусным. Было ощущение, что какие-то Высшие Силы специально устроили для меня это водное путешествие, исполнив мечту детства. Я буду счастлив, если «Метеоры» будут вновь подходить к нашему хвалынскому причалу.