История одной шутки

29 мая – день рождения хвалынского художника Сергея Георгиевича Серова, безвременно ушедшего от нас. Мало кто из жителей Хвалынска не видел картины Серова, не восторгался его талантом, тонким мастерством, незабываемым стилем и колоритом. Одновременно лиричные и величественные, трогательные и серьёзные, они в большей части посвящены любимому городку на Волге, его жителям. Издан великолепный альбом, в который вошли практически все известные работы художника. Но есть и неизвестные. Они сегодня хранятся в частных коллекциях, а ведь зачастую именно они показывают нам потаённые и очень личные грани живописца и его близких.

Одну из таких работ мы сегодня и хотели бы представить читателям газеты.

Картина эта называется «Паша купил козу». Что, собственно, и написано на ней рукой автора. Он обозначил и год создания – 1994. Тот, кто встретил девяностые годы в сознательном возрасте, пожалуй, узнает на полотне главного героя – известного хвалынского поэта, певца, музыканта и просто замечательного человека Павла  Денисова. Работа эта представляет скорее дружеский шарж, лиричный и трогательный, но одновременно с тем это серьёзное произведение, которое много рассказывает нам о его  герое.

Павел  запечатлён на картине в один из важнейших периодов жизни и творчества.  Близкие музыканта  поведали, что в то время, когда вся страна размышляла, какое применение найти так называемым  ваучерам, или приватизационным чекам, как их обозвал главный «прихватизатор» страны Анатолий Чубайс, Павлу Денисову  пришла мудрая мысль – обменять выданный ему ваучер на незначительную часть государственной собственности в виде отдельно взятой козы. И надо сказать, эта инвестиция была верным решением, ибо она принесла свои дивиденды в виде молока и козлёнка. Так Павел Николаевич приумножил достаток своей дружной семьи из пяти человек, которой в лихие девяностые приходилось нелегко.

В этот  момент его и встретил на улицах Хвалынска художник Сергей Серов, который по достоинству оценил старания своего друга и  его попытки совместить стезю творчества и тернистый путь животновода.

Надо сказать, коза Павлу Денисову попалась с характером, что и отражено на картине. Она упрямо не хотела менять уюты родительского сарая на неизвестность жизни у творческого человека и потому сопротивлялась всем его уговорам и увещеваниям. И тогда герою полотна пришлось приложить немалую толику упорства и усилий, чтобы доставить  животное по месту назначения.

Коза получила имя Белка. То ли за свой прыткий нрав и озорной характер, то ли за интересную способность пугать своей бледной рогатой внешностью подвыпивших прохожих, умело выдавая себя за исчадие потустороннего мира. Но одно художник отразил очень точно в своём колористическом решении. Она была обладательницей удивительных рогов цвета чистого красного золота. И это неоднозначно говорит о её аристократическом происхождении от того самого козла с золотыми рогами, что был подарен почти триста лет назад Петру Первому, благодаря которому наш город и получил  гордое имя – Хвалынск. 

Именно эту аристократическую натуру козы, её свободолюбивый нрав, проявившийся при транспортировке, тонко подметил Сергей Серов на картине. Павла же автор наградил своеобразным полунимбом, символом некоего мученичества, изобразив на его лице в неповторимых цветах печать страдания.   Но наградой за это страдание служит вдохновение, которое  ниспосылает ему парящая в облаках Муза, покровительница  тех, у кого за плечами красуется старинная гитара на верёвочке.  А так как дело происходит летом, то аура музыканта исполнена мыслеформами спелых домашних яблок. И, конечно, всё действо происходит на фоне узнаваемых хвалынских пейзажей и его жителей, которые, как и художник, сочувствуют  известному персонажу и верят в успех  предприятия.

Конечно, всё это шутка, как и сама картина. Кроме ваучера, козы с козлёнком и Хвалынска. Просто творческие люди, особенно если они настоящие друзья, умеют шутить очень тонко, колко и остроумно. Так что их шутки остаются с нами и тогда, когда их авторы уходят.

Уже нет с нами Сергея Серова, безвременно ушёл и Павел Денисов. Но остались шедевральные полотна, пронзительные песни, яркие и меткие строки стихов. И история дружбы двух –  без преувеличения –  великих людей.

Это была поистине крепкая, настоящая мужская дружба. После ухода Павла Денисова, когда проводился посвящённый ему фестиваль, Сергей Серов, будучи уже безнадёжно больным и изнурённым недугом, отыскал в себе силы принять участие в этом концерте и почтить память друга…Чтобы вскоре уйти за ним — в края вечного вдохновения, всегда спелых яблок и парящих в облаках прекрасных Муз…

Иван Лисицын

P.S. После написания картины Павел Николаевич  не остался в долгу и ответил другу-художнику  шуточной песней, слова которой  представляем вашему вниманию. А предисловием  к ней служит юмористическая «справка» о Сергее Георгиевиче (вот только сразу заметим, что, вопреки предположению автора, портвейн Сергей Серов не пил — разве что мог себе позволить немного шампанского или очень хорошего, дорогого вина по каким-то очень важным датам) . Итак….

«Сергей Серов – /…/ легендарный художник – модернист /кажется/. Его картины живут в веках, в XX и XXI вв. Сомы /хорошо известные до рождения С. Серова – рыба, в большом количестве водившаяся в водоёмах нашей необъятной Родины/. Сомы при Серове не живут долго и уж тем более не живут счастливо. Песни С.Серова изысканны, но он их изыскивает в тональности Ми-минор. Справка».

РЕПЛИКА К МОЕМУ

ПОРТРЕТУ

/работы С. Серова/

Есть один в этом мире художник,

Не один он, конечно, и всё ж…

Есть мольберт у него, скипидар и треножник,

И только я на себя не похож!

Передвинута с хитрым нажимом

Перспектива и даль бытия.

Всё в картинах Сергея Серова красиво,

Всё красиво, но только не я!

Он меня рисовал с перепою,

Весь больной, в лихорадке дрожа,

Он меня рисовал, видно, левой ногою,

Правой рюмку с портвейном держа.

Достоверная сила искусства

Не ждала от Серова даров,

И когда он писал меня левой ногою,

Правой был он на ловле сомов.

У сомов были тоже напряги –

Им впервой, что их ловят ногой.

Главный сом, зацепив сеть Серова за коряги,

С осужденьем качал головой.

А сомов Сергей ловит ужасных,

В свежих яблоках и с курагой.

Он их варит, и парит, и жарит несчастных,

Вот какой он, недобрый какой!

Но зато любит петь наш художник!

Но зато любит петь наш рыбак!

И в руках его чутких гитара тревожит

Псов и кошек – зовёт на чердак.

Ми-минор – это вам не уклейка,

Ми-минор – это не натюрморт,

Это даже не к пиву цветная наклейка –

Ми-минор – его главный аккорд!

В ми-миноре Серёга играет,

В ми-миноре все песни. Они

Ему строить и жить иногда помогают,

А вот «Фа» или «Си» – «Извини!»

Ми-минор и балык твой соминый –

Это всё хорошо, спору нет,

И хоть ты модернист, но прошу, будь мужчиной –

Нарисуй мне нормальный портрет!

                                                                28.10.2003

* * *

Редакция благодарит  Ольгу  Митракову-Денисову за предоставленные материалы и сведения, Валентину Ивановну Бородину, заведующую Хвалынским художественно-мемориальным музеем К.С. Петрова-Водкина за фото и комментарии.