29 мая – день рождения хвалынского художника Сергея Георгиевича Серова, безвременно ушедшего от нас. Мало кто из жителей Хвалынска не видел картины Серова, не восторгался его талантом, тонким мастерством, незабываемым стилем и колоритом. Одновременно лиричные и величественные, трогательные и серьёзные, они в большей части посвящены любимому городку на Волге, его жителям. Издан великолепный альбом, в который вошли практически все известные работы художника. Но есть и неизвестные. Они сегодня хранятся в частных коллекциях, а ведь зачастую именно они показывают нам потаённые и очень личные грани живописца и его близких.
Одну из таких работ мы сегодня и хотели бы представить читателям газеты.
Картина эта называется «Паша купил козу». Что, собственно, и написано на ней рукой автора. Он обозначил и год создания – 1994. Тот, кто встретил девяностые годы в сознательном возрасте, пожалуй, узнает на полотне главного героя – известного хвалынского поэта, певца, музыканта и просто замечательного человека Павла Денисова. Работа эта представляет скорее дружеский шарж, лиричный и трогательный, но одновременно с тем это серьёзное произведение, которое много рассказывает нам о его герое.
Павел запечатлён на картине в один из важнейших периодов жизни и творчества. Близкие музыканта поведали, что в то время, когда вся страна размышляла, какое применение найти так называемым ваучерам, или приватизационным чекам, как их обозвал главный «прихватизатор» страны Анатолий Чубайс, Павлу Денисову пришла мудрая мысль – обменять выданный ему ваучер на незначительную часть государственной собственности в виде отдельно взятой козы. И надо сказать, эта инвестиция была верным решением, ибо она принесла свои дивиденды в виде молока и козлёнка. Так Павел Николаевич приумножил достаток своей дружной семьи из пяти человек, которой в лихие девяностые приходилось нелегко.
В этот момент его и встретил на улицах Хвалынска художник Сергей Серов, который по достоинству оценил старания своего друга и его попытки совместить стезю творчества и тернистый путь животновода.
Надо сказать, коза Павлу Денисову попалась с характером, что и отражено на картине. Она упрямо не хотела менять уюты родительского сарая на неизвестность жизни у творческого человека и потому сопротивлялась всем его уговорам и увещеваниям. И тогда герою полотна пришлось приложить немалую толику упорства и усилий, чтобы доставить животное по месту назначения.
Коза получила имя Белка. То ли за свой прыткий нрав и озорной характер, то ли за интересную способность пугать своей бледной рогатой внешностью подвыпивших прохожих, умело выдавая себя за исчадие потустороннего мира. Но одно художник отразил очень точно в своём колористическом решении. Она была обладательницей удивительных рогов цвета чистого красного золота. И это неоднозначно говорит о её аристократическом происхождении от того самого козла с золотыми рогами, что был подарен почти триста лет назад Петру Первому, благодаря которому наш город и получил гордое имя – Хвалынск.
Именно эту аристократическую натуру козы, её свободолюбивый нрав, проявившийся при транспортировке, тонко подметил Сергей Серов на картине. Павла же автор наградил своеобразным полунимбом, символом некоего мученичества, изобразив на его лице в неповторимых цветах печать страдания. Но наградой за это страдание служит вдохновение, которое ниспосылает ему парящая в облаках Муза, покровительница тех, у кого за плечами красуется старинная гитара на верёвочке. А так как дело происходит летом, то аура музыканта исполнена мыслеформами спелых домашних яблок. И, конечно, всё действо происходит на фоне узнаваемых хвалынских пейзажей и его жителей, которые, как и художник, сочувствуют известному персонажу и верят в успех предприятия.
Конечно, всё это шутка, как и сама картина. Кроме ваучера, козы с козлёнком и Хвалынска. Просто творческие люди, особенно если они настоящие друзья, умеют шутить очень тонко, колко и остроумно. Так что их шутки остаются с нами и тогда, когда их авторы уходят.
Уже нет с нами Сергея Серова, безвременно ушёл и Павел Денисов. Но остались шедевральные полотна, пронзительные песни, яркие и меткие строки стихов. И история дружбы двух – без преувеличения – великих людей.
Это была поистине крепкая, настоящая мужская дружба. После ухода Павла Денисова, когда проводился посвящённый ему фестиваль, Сергей Серов, будучи уже безнадёжно больным и изнурённым недугом, отыскал в себе силы принять участие в этом концерте и почтить память друга…Чтобы вскоре уйти за ним — в края вечного вдохновения, всегда спелых яблок и парящих в облаках прекрасных Муз…
Иван Лисицын
P.S. После написания картины Павел Николаевич не остался в долгу и ответил другу-художнику шуточной песней, слова которой представляем вашему вниманию. А предисловием к ней служит юмористическая «справка» о Сергее Георгиевиче (вот только сразу заметим, что, вопреки предположению автора, портвейн Сергей Серов не пил — разве что мог себе позволить немного шампанского или очень хорошего, дорогого вина по каким-то очень важным датам) . Итак….
«Сергей Серов – /…/ легендарный художник – модернист /кажется/. Его картины живут в веках, в XX и XXI вв. Сомы /хорошо известные до рождения С. Серова – рыба, в большом количестве водившаяся в водоёмах нашей необъятной Родины/. Сомы при Серове не живут долго и уж тем более не живут счастливо. Песни С.Серова изысканны, но он их изыскивает в тональности Ми-минор. Справка».
РЕПЛИКА К МОЕМУ
ПОРТРЕТУ
/работы С. Серова/
Есть один в этом мире художник,
Не один он, конечно, и всё ж…
Есть мольберт у него, скипидар и треножник,
И только я на себя не похож!
Передвинута с хитрым нажимом
Перспектива и даль бытия.
Всё в картинах Сергея Серова красиво,
Всё красиво, но только не я!
Он меня рисовал с перепою,
Весь больной, в лихорадке дрожа,
Он меня рисовал, видно, левой ногою,
Правой рюмку с портвейном держа.
Достоверная сила искусства
Не ждала от Серова даров,
И когда он писал меня левой ногою,
Правой был он на ловле сомов.
У сомов были тоже напряги –
Им впервой, что их ловят ногой.
Главный сом, зацепив сеть Серова за коряги,
С осужденьем качал головой.
А сомов Сергей ловит ужасных,
В свежих яблоках и с курагой.
Он их варит, и парит, и жарит несчастных,
Вот какой он, недобрый какой!
Но зато любит петь наш художник!
Но зато любит петь наш рыбак!
И в руках его чутких гитара тревожит
Псов и кошек – зовёт на чердак.
Ми-минор – это вам не уклейка,
Ми-минор – это не натюрморт,
Это даже не к пиву цветная наклейка –
Ми-минор – его главный аккорд!
В ми-миноре Серёга играет,
В ми-миноре все песни. Они
Ему строить и жить иногда помогают,
А вот «Фа» или «Си» – «Извини!»
Ми-минор и балык твой соминый –
Это всё хорошо, спору нет,
И хоть ты модернист, но прошу, будь мужчиной –
Нарисуй мне нормальный портрет!
28.10.2003
* * *
Редакция благодарит Ольгу Митракову-Денисову за предоставленные материалы и сведения, Валентину Ивановну Бородину, заведующую Хвалынским художественно-мемориальным музеем К.С. Петрова-Водкина за фото и комментарии.