С языческих времён в народе отмечали этот праздник как идеальный период для плетения лаптей.
Деревенские реликвии
Современные ученики, конечно, ответят на вопрос, что такое «лапти», а вот что обозначают слова: «колодка», «кочедык» – вряд ли. Деревенские реликвии: лапоть, кочедык и колодку – можно увидеть в сельском музее «Память» имени Н. И. Грызуновой в елшанской школе. К сожалению, в музейную коллекцию поступил только один старый лапоть 42- 43 размера. Его нашёл в 2003 году старшеклассник елшанской средней школы Саша Садовников в сарае своих предков: прадеда Алексея Петровича, отдавшего жизнь за Родину под Курском в 1942 году, и прабабушки Евдокии Кузьминичны Михайлиных из села Русская Темрязань Кузоватовского района Ульяновской области. Сколько лаптю лет – неизвестно. Может, 60, а может, и больше, потому что в российской глубинке до 1960-х годов XX века ещё оставались люди, носившие лапти и умеющие их плести.
Чудом сохранился в одной елшанской семье известный с древности инструмент для плетения лаптей – кочедык. Его отдали на хранение директору школы Н. И. Грызуновой в середине XX века. Внешне кочедык напоминает кривое шило или изогнутый плоский коготь. «Выковырни-ка лычко из-под кочедычка», – говорили мастера плетения. С помощью этого инструмента увеличивали щель между слоями ячеек плетёного изделия для продёргивания лент и увеличения плотносплетения.
А Созонов Николай Алексеевич, учитель трудового обучения, подарил музею маленькую деревянную колодку. Её использовали для плетения лапоточков для ребёнка. Одна колодка предназначалась для пары, как для валенок, которые не различаются на левый и правый.
Нет ремесла мудрёнее лапотного
«Нет ремесла мудрёнее лапотного!» – признавался Пётр Первый, сумевший сплести кое-как только один лапоть. А ведь какими только ремёслами не владел он! А вот плести лапти так и не научился. А российскому мужику всё по плечу!
Он и пятерик (в пять лык), и шестерик сплетёт, и семерик – для зимы, а для особо зябких – и в 12 лыковых полос. Для прочности, тепла и красоты проплетёт лапти во второй раз, а в ход пустит пеньковую верёвочку. Иногда пришьёт «подковырку» – кожаную подмётку. Для праздников – «на выход» – сплетёт писаные вязовые лапти из тонкого лыка с чёрными шерстяными оборами (тесьмой, закрепляющей на ногах лапти). Лапти хороши с портянками или онучами. От лаптя вверх и вокруг голени пустят лыковый шнурок, который закрепят внизу, чтобы удержать портянку от разматывания. А для осенних и весенних работ во дворе крестьяне придумали высокие плетёные ступни. Зимой одни лапти носились не более 10 дней, а летом, в самую страду, стаптывались одни лапти за четыре дня. Недаром русская пословица гласила: «В дорогу идти – пятеры лапти сплести». В среднем за год изнашивалось одним крестьянином около 50-60 пар лаптей.
Одна нога в лапте, другая в сапоге
Лапти для крестьян намного дешевле добротной кожаной обуви. В документальном фильме ЦТ «Наша биография» (1975 год) директор Хвалынского краеведческого музея Фёдор Григорьевич Пичиенко вспоминал: «Идёт крестьянин в церковь в лаптях, а в руках сапоги несёт. Дойдёт до двери, лапоточки снимет, ноги оботрёт, сапоги обует и в храм – молиться. А после службы из сапог да в лапти. Кожаную обувь берегли». Вот уж действительно: «Одна нога в лапте, другая в сапоге».
Лапти – символ прошлого
Во время Гражданской войны (1918-1920) в лаптях ходила бoльшая часть Красной армии. Заготовкой занималась специальная комиссия, снабжавшая солдат валяной обувью и лаптями. Большевики, взяв власть в свои руки, провозгласили не только лозунг «Земля – крестьянам!», но и пообещали им рост благосостояния. В эпоху НЭПа в журнале «Лапоть» недаром было написано: «Лыковая обувь – символ прошлого, которому надлежало «отмереть». В 1924 году в деревне был популярен плакат Луки Емельянова «Знание и труд новый быт нам дадут». На нём городская рабочая женщина, обутая в туфли поверх чулок, несёт стопку книг навстречу крестьянке в лаптях и онучах. «Единство крестьян и рабочих» предполагало, что крестьяне, благодаря образованию, смогут приобщиться ко всем благам цивилизации, включая «магазинную» обувь.
В старом песеннике Шигиной Елены Яковлевны, хранившемся в музее «Память», я прочитала частушку, которую пела молодёжь на посиделках: «Вы послушайте, ребята, Как мы жили, старики. Раньше мы носили лапти, А теперя — сапоги!» Но не все могли позволить себе «городскую» обувь. Даже рабочие родом из деревни, уехавшие на «великие стройки коммунизма»: «Это не выдумка. Это не сон, Люди в лаптях Уминают бетон». Недорогая и качественная фабричная обувь и в предвоенные годы оставалась дефицитом.
«Дедовская обувь» в войну и послевоенные годы
В годы Великой Отечественной войны лапти пользовались популярностью у советских партизан из-за их бесшумности. Красноармейцы при необходимости также не брезговали «дедовской обувью». Помните коменданта Васкова (к/ф «А зори здесь тихие»), который плетёт берестяной лапоть для зенитчицы, потерявшей сапог в болоте?
В песеннике Елены Яковлевны я нашла интересную частушку: «Сидит Гитлер на заборе, Плетёт лапти языком, Чтобы вшивая команда Не ходила босиком». Оказывается, были случаи, когда немцы покупали лапти в лагерях у советских военнопленных! Недаром на фотографиях 1940-х годов можно увидеть гитлеровцев в громадных лаптях из соломы, напяленных прямо поверх сапог…
После войны на рынках страны можно было увидеть в продаже лапти – заставляла послевоенная нищета. Особенно тяжело приходилось сельской молодёжи, которая в 1940 – 1950-х годах, приезжая в город поступать в училища, чувствовала себя в лаптях некомфортно — обувь сразу выдавала их низкий социальный статус.
«Мы свои лапти давно в музей сдали»
В СССР в некоторых деревнях можно было увидеть колхозников в лаптях вплоть до 1960 годов – в такой обуви им удобнее было работать на полях. Но признаться в этом на высоком уровне мало кто решался: ведь это такая неприятная пилюля! Лапти канули в Лету, когда советские космические корабли стали бороздить просторы Вселенной. Это и позволило главе советского государства Никите Хрущёву с апломбом заявить в 1962 году: «Мы свои лапти давно в музей сдали».
К слову
В 1980 году я познакомилась в Поповке с Анастасией Егоровной Беловой, солдаткой, вдовой, труженицей тыла, матерью пятерых детей. Мы много с ней разговаривали, она вспоминала лихолетье, тяжёлую работу в тылу, послевоенное время. Однажды сокровенную мечту поведала: «Хотела бы в лаптях походить, как в молодости. И чтоб в лаптях в гроб положили»… Да где ж найдёшь эти лапти? Прочитала я в какой-то газете, что один мужчина в Новгородской области плетёт лапти, но как с ним связаться?.. Это сейчас можно лапти любых размеров выписать через Интернет, а тогда…
С той поры прошло почти 30 лет
В 2010 году я побывала в старинном городе Елабуге. На Славянском базаре увидела, что продавали лапти разных размеров, маленькие и большие, на любой вкус! Порадовалась: «Добрая память о наших славных предках! И такой светлый символ русской деревни!»