Начало
ЭКЗОТИКА…
Для нас, детей, цыганский табор – важнейшее событие. Экзотика! Как только кибитки останавливались на берегу Волги, напротив школы № 7, мы бежали посмотреть на людей, не похожих на нас. Остановившись неподалёку, с интересом разглядывали. Цыгане тоже смотрели, но вопроса: «Зачем вы здесь?» – не задавали.
Мужчины с чёрными смолистыми бородами распрягали лошадей, натягивали полотно, спасающее от палящего летнего солнца.
Сноровистые и простые, они весело перемигивались и что-то лопотали на своём языке. Женщины в ярких нарядах, со звенящими монистами, шустро вынимали из кибиток подушки и одеяла и раскладывали их на камешках, шугая полуголых и босоногих «бесенят» мал мала меньше.
Мы бежали домой, набивали карманы платьиц карамельками и шоколадными конфетами, завёртывали в газету сушёную рыбу, прихватывали детские книжки, старые домашние тапочки, детские туфли с обрезанными задниками – подражание шлёпанцам, входившим в моду, и снова бежали на берег Волги.
Не подходя близко к табору, клали гостинцы на гальку и пристально наблюдали, что будет дальше. Смуглые цыганята, лукаво посматривая на нас, быстро расхватывали конфеты; освободив их от фантиков, целиком засовывали в рот. Книжки с цветными картинками их не интересовали. Мужчины с удовольствием забирали сушёную рыбу и довольно гоготали: «Несите ещё!» Вечером цыгане разжигали костёр, что-то варили и пели под гитару…
Рано утром мы снова бежали на берег… Табора уже не было… Только серая шелуха от семечек, рыбья чешуя да яркие обёртки от конфет… С грустью и сожалением собирали мы странички разорванных любимых книжек.
«Цыганочка»
Воскресенье в Хвалынске – базарный день. На углу улиц Интернациональная и Красноармейская цыганёнок-подросток с чёрной копной волос на голове зажигал «Цыганочку» с выходом. Выбрав доступное для танца пространство, мальчишка искусно импровизировал на цыпочках. Дробный стук чечётки, лихие коленца, звонкие хлопки по ногам и земле привлекали людей, спешащих домой с базара. Они с интересом останавливались и смотрели, как он темпераментно ударял ладонями по подошвам, голеням и бедру, высоко поднимая ноги, так что были видны его грязные от пыли ступни: на сапогах не было подошв. Подбадривая юного артиста, собравшиеся зрители хлопали в ладоши и кидали в кепку, лежащую на земле, монетки: 10, 15, 20 копеек. Один щедрый старичок из деревни бросил серебряный рубль! Цыганёнок взлетел от радости так высоко над землей, что замер в полёте. Ещё бы! На один рубль тогда можно было купить 4 порции мороженого с горкой, или 10 стаканов настоящего томатного сока, или 100 стаканов газировки без сиропа по 1 копейке, или 33 стакана газировки с сиропом по 3 копейки, или 2 шоколадных медальки по 50 копеек, или 10 пирожков с мясом, или 5 батонов белого хлеба!
Н. А. Дорофеева