МИХАИЛ ЗУБКОВ: НИ ДНЯ БЕЗ КНИГИ

Люди, относящиеся к возрастной категории «рождённые в СССР», прекрасно помнят времена, когда большая часть населения страны – от мала до велика – активно читала книги. Домашняя библиотека являлась не элементом интерьера, а предметом великой гордости и семейной реликвией, переходящей по наследству. Увы, в нынешние дни истинные книголюбы стали настолько редким «краснокнижным» явлением, что таким людям можно посвящать газетные публикации. Потому что… диковина!

Накануне Дня книголюба мне выпало удовольствие познакомиться с молодым человеком – настоящим, ортодоксальным книголюбом. Его зовут Михаил Зубков. В настоящее время он является студентом юридической академии город Саратова. К двадцати годам он сумел значительно приумножить солидную домашнюю библиотеку. Это более трёх тысяч книг, часть из которых им прочитана и перечитана. Его пристрастие к вдумчивому (осмысленному) чтению выдаёт грамотная и образная речь с искусно выстроенными словесными конструкциями. О таких говорят: «Шпарит, как по писаному». Общаться с таким эрудированным собеседником одно удовольствие!

Михаил, чем объяснить твою преданную любовь к книгам?

Истоки кроются в семейном воспитании, в традициях, когда день без чтения считается бесполезно прожитым днём. Плюс неистощимая тяга к знаниям, полезной и интересной информации, необходимой для самообразования. Где-то до 7 класса я, как и многие сверстники, запоем читал приключенческую литературу. Помню «Таинственный остров» Жюля Верна прочёл дважды, не хотелось расставаться с этой чудесной книгой. А потом перешёл на более серьёзную литературу – Бальзак, Гюго, Ремарк. Произведения Гюго и Ремарка произвели на меня очень сильное впечатление! Роман Виктора Гюго «Человек, который смеётся» считал вершиной литературного Олимпа, а некоторые места из этого произведения запомнил дословно.

Осознание величия русской классической литературы пришло не сразу… Было сомнение, хватит ли для этого знаний и жизненного опыта.

Иногда, перечитывая произведения русских классиков из школьной программы, открываешь для себя глубины мудрости, на которые прежде не обращал внимания. Книги должны приходить к тебе вовремя, только тогда сможешь по-настоящему оценить их значение.

Какие из литературных жанров у тебя в приоритете?

Как правило, я читаю по три книги одновременно. Например, одна книга – из научной литературы, другая – исторический роман, третья – для отдыха (беллетристика). Домашняя библиотека хороша тем, что можно размышлять, оставляя карандашные заметки на полях, приклеивая стикеры, делая закладки. Этот стиль был рекомендован опытными учителями, преподавателями и стал моим.
Конечно, хочется прочесть как можно больше книг, но из-за нехватки времени иногда с ними только знакомишься. Таким образом, происходит приоритетный отсев: одни книги читаешь в первую очередь, другие – откладываешь на потом.

Вообрази такую ситуацию: тебе предстоит прожить год на полярной станции в изоляции от цивилизации. Есть возможность взять лишь десять книг. Какие бы ты взял с собой?

Этот момент нужно тщательно продумать. Точно знаю, что обязательно взял бы с собой три книги: Библию, лекции по античной философии и томик произведений Достоевского.

Твоё поколение книг практически не читает, а есть ли в студенческом окружении такие же, как ты, книжные фанаты?

В школе на 10 человек был 1 книголюб. В студенческом окружении на 20 – 2. Просто окружение масштабнее, а соотношение одинаковое. Это моё субъективное мнение, которое может не в полной мере совпадать с реальностью. Мы же не всегда афишируем свои увлечения и пристрастия. И это нормально.

Твой прогноз: что будет с книгой в ближайшем будущем?

Всегда найдутся люди, для которых книга – часть жизни. Есть незыблемые приоритеты и жизненные ценности, которые в силу определённых обстоятельств в общественном понимании отходят на второй план. Но стоит маятнику качнуться, и всё возвращается на круги своя.