Автор: Бородина Валентина Ивановна
«Цыплят по осени считают» – эта поговорка легла в основу традиции проведения выставок хвалынских художников «Неслучайная встреча», уже четвертая из них открылась 14 октября в художественно-мемориальном музее К.С. Петрова-Водкина. В середине осени художники подводят итоги творческой работы за год.
Участников шесть, их объединяет не только землячество, но и способность к выживанию в среде, мало способствующей творческому развитию. Когда-то наш земляк, замечательный художник С.Г. Серов, чьё незримое присутствие на выставке обозначено авторством портрета одного из участников – А.Карпова, дал определение, чем отличается профессиональный художник от любителя: если художник зарабатывает на жизнь своей художественной профессией, то он профессионал, а если каким-то иным способом, то любитель. По его «классификации», почти все наши художники, участники выставки, даже те, за плечами которых специальное художественное образование – любители, потому что им приходится добывать хлеб насущный на поприщах, совсем или мало имеющих отношение к искусству.
Сама провинциальная художественная культура обычно ложно интерпретируется как верность традициям реалистической живописи или внешним признакам стилей, канувшим в прошлое. Да, нельзя игнорировать несомненное влияние на участников выставки натурного импульса, в котором нет ничего дурного.
Выставка объединила в одном пространстве работы разных авторов, она дает возможность глазами нескольких художников посмотреть на пейзажи, узнаваемые хвалынцами: это и гора Богданиха в работе А.Дьякова «Осенние холмы», «Дорога на Хвалынск», «Гостиница “Серебряный век”» или известная панорама высокого мелового обнажения гор при въезде в город, за поворотом которых, как писал К.А. Федин, появляется «тихий и счастливый Хвалынск», в картине Г.Мошкова «Хвалынские просторы» – мастера со сложившейся манерой и кругом образов. Он устойчиво-внимателен к извечным мотивам русской природы. Хвалынск сохранил свою сказочность, историзм, и эти качества импонируют Георгию.
Вроде бы оба художника писали одни места, но как по-разному увидели их. А.Дьяков усилил декоративную выразительность осеннего пейзажа «Дорога на Хвалынск», чёткость контуров, характерных для ясных дней этого времени года, когда дали противоположного левого волжского берега кажутся ближе, узнаются какие-то детали в далёком пейзаже, которые не замечались в летнем мареве. Извилистая дорога в Хвалынск кажется живой, текущей, сияющей рекой. Александр известен как карикатурист, и ему ближе графика, в её самых «острых», во всех смыслах слова, проявлениях. Фломастер, карандаш – его привычные инструменты. Он часто обращается к городской архитектуре. Ему импонирует геометрическая ясность форм, он преображает видимое усилением цвета, его нарядностью, интенсивностью. В этюде «Февраль» художник, кажется, использовал все оттенки и нюансы сине-сиреневого. Обратившись несколько лет назад к живописи, он оказался особенно свободным от любых проявлений цеховых правил и условностей, руководствуясь исключительно ощущением внутренних закономерностей. Для его работ характерен мягкий свет, не сияющий, солнечный, но равномерный, словно одевающий мир прозрачной перламутровой плёнкой.
Характер лирики Ю.Кочеткова совершенно иной. В его полотне «Зимний день. Богданиха» – романтическая взволнованность, динамика. Всё изображённое им словно находится в движении, в жизненном развитии. Его любимые одуванчики в любой момент разлетятся парашютиками по округе, снег в ложбине гор на миг окрасился в голубой цвет – ещё мгновение и тени переместятся. На его недавней персональной выставке эта душевная взволнованность и динамика были выражены ещё ярче – летящие птицы, бегущие по волнам яхты, теплоходы, волны, разбивающиеся о прибрежные камни. У Ю. Кочеткова в работах есть не только лёгкая декоративная раскрепощённость, но и некоторая дистанция между живописью и натурой.
К постижению родной земли, ей целостности и гармонии стремятся художники. Хвалынская земля с её мягкими далями и пологими холмами, с её серебристыми туманами и грядой гор изучена и воссоздана ими очень точно. И вместе с тем они отнюдь не повторяют натуру – они выявляют её поэтичность и силу, воспринимают её через «магический кристалл» искусства.
Алексей Карпов тяготеет к натюрморту. Многолетнее общение с мастером этого жанра – Сергеем Серовым – дало свои плоды. Его натюрморты убедительны, он так выстраивает цвета переднего и заднего планов, что создаётся ощущение глубины, причём не только пространственной, но и временной. Неслучайно один из натюрмортов так и называется – «Воспоминания о детстве». Для него очень важно выявить особенность формы предметов, их долгую жизнь, которая оставила на туловах алюминиевых бидонов, металлических чайников, керосиновых ламп свои отметины. Часто его натюрморты носят ироничный и даже гротесковый характер, например, «Осенний поцелуй», где происходит «разговор» между чайниками, ритмично подхваченный яблоками. Алексей два года назад вернулся в родной город и пополнил редеющие ряды наших художников. Он не только журналист, но поэт – автор многих песен, которые сам великолепно исполняет, в чём могли убедиться собравшиеся на открытии выставки.
В работах В. Логарёва – выражение восторга перед живым и сущим: восхищение белоствольной прозрачностью берёзовых рощ в «Берёзовой грусти», сверкающим снегом под лучами зимнего солнца в «Зимней фантазии». Его полотна непосредственны по чувству.
В.Устинов на этот раз удивил многотрудной работой над копиями натюрмортов К.С. Петрова-Водкина. Копирование несёт в себе обучающую цель, ведь художник таким образом глубоко вникает в манеру и технику живописи мастера, становясь в каком-то смысле его учеником, несмотря на временную дистанцию между ними.
Устиновым двигало желание «приблизить» мастера к его землякам, ведь не каждый может позволить себе побывать в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Еревана, частных коллекциях, где хранятся полотна мастера. Уникальный проект Устинова даёт возможность увидеть эти жемчужины, не отправляясь в путешествия, а заглянув в Хвалынскую галерею. 12 натюрмортов выполнены в точной стилистике К.С. Петрова-Водкина, Устинов скрупулёзно воссоздал авторскую манеру и цветовую гамму натюрмортов – выразителей планетарной перспективы К.С. Петрова-Водкина. В них так организовано пространство, что оно словно утрачивает привычные ориентиры. Это качество натюрмортов подчёркнуто авторскими пейзажами Устинова, выполненными в прямой перспективе. Одним словом, каждый желающий может не только увидеть, вспомнить и восхититься работами Петрова-Водкина, но и оценить талант копииста.
Вот такие художники работают в Хвалынске и своим творчеством напоминают о том, что искренность, честность и вера в силу искусства всегда найдут дорогу к сердцам людей. Выставка будет работать до конца года, и убедиться в выше сказанном может каждый желающий, посетив её.