КУЗНИЦА КАДРОВ, КУЗНИЦА ЖИЗНЕЙ И СУДЕБ

В октябре Хвалынскому агропромышленному лицею, одному из старейших учебных заведений области, исполнилось 120 лет. За эти годы у него сменилось несколько названий: профтехшкола, совхозуч, автошкола, ремесленное училище № 12, сельское профтехучилище № 12, СПТУ-17, ПТУ-71… Как бы ни называлось это уникальное учебное заведение, во все времена оно являлось главной кузницей трудовых резервов – большая часть населения нашего района прошла профессиональное обучение в его стенах.

  ШКОЛА РЕМЕСЛЕННЫХ УЧЕНИКОВ
В Хвалынском краеведческом музее хранится документ с информацией о том, как появилась в нашем городе кузница рабочих кадров.

«По содействию Главы городской Думы Радищева Алексея Васильевича в Хвалынске открылась школа ремесленных учеников. Для этого было выделено 7 500 рублей. Обучение было платным, форму и принадлежности для занятий ученики приобретали сами. Принимали на обучение детей только благонадёжных и состоятельных родителей. В группах обучались по 30 человек, но выпускались только 15-20. После трёх лет обучения присваивалось звание подмастерья, а мастерами становились лишь через 2-3 года работы.

На улице Московская (ныне Советская) располагались мастерские: слесарные, столярные, силовая установка и кузница. Помещения были неприспособленными и тесными, оборудования на всех не хватало. Так в 1913 году было три самоточки ножного привода, 20 старых тисков, 10 верстаков, одно горно с ручными мехами и один керосиновый двигатель в четыре лошадиных силы. Порядки были жёсткие, применялись телесные наказания и был даже карцер. Готовили плотников, столяров, лудильщиков и слесарей.
К 1912 году появились планы о расширении училища. Через три года на улице, ныне носящей название Росреспублики, было начато строительство учебных корпусов и мастерских: токарных и слесарных», – говорится в музейном документе.

ЭТАПЫ БОЛЬШОГО ПУТИ

К юбилейной дате агропромышленного лицея в краеведческом музее готовится экспозиция, посвящённая вехам пройденного пути длиной в 120 лет. Среди экспонатов этой выставки есть уникальные документы и фотографии разных лет, по которым можно судить, как развивалось учебное заведение, какие, продиктованные временем, цели и задачи воплощались в жизнь.

Например, аттестат с отличием, выданный крестьянину села Горюши Андрею Павловичу Мохову, успешно окончившему курсы по слесарному отделению. На документе видна дата 20 января 1893 года. Есть также удостоверение, выданное крестьянину Зиновию Петровичу Опарину в том, что он с 1 января 1904 по 1 сентября 1910 года служил в качестве столяра в мастерских Хвалынской школы ремесленных учеников и отлично себя зарекомендовал на этом поприще. К документу прилагается фотография столяра Опарина в рабочей обстановке.

Особый интерес вызывают фотографии, на которых запечатлены группа первого выпуска трактористов-механиков (1926 год) и слесарей-токарей Хвалынской профшколы второго досрочного выпуска (1932 год).

В числе экспонатов есть и образцы продукции, выполненные учениками профшколы, например, чугунный канализационный люк – изделие высокого качества, хоть сейчас пускай в дело!
С 1935 года в училище была организована автошкола, ежегодно выпускала в среднем 120 водителей категорий «С» и «В».

В годы Великой Отечественной войны училище не прекратило выпуск специалистов. Многие преподаватели и мастера, некоторые ученики ушли на фронт. В эти годы обучались 13-14 летние мальчики и девочки. Условия учёбы и быта были тяжёлые, но, несмотря на это, ребята выпускали продукцию для фронта – в литейном цехе отливали корпуса для мин. Во время войны погиб директор училища Дидаров.
В 1961 году было организовано учебное хозяйство с общей площадью 612 гектаров. В учхозе имелись бытовые помещения, столовая, учебная техника для практических занятий. Выращивались зерновые, технические и овощные культуры, были пруды для разведения рыбы.

Известен интересный факт: 1 сентября 1971 года на торжественной линейке была зачитана телеграмма из Москвы от Героя Советского Союза лётчика- космонавта Виктора Петровича Савиных. В телеграмме были такие слова: «горячо и сердечно поздравляю по поручению отряда космонавтов коллектив учебного хозяйства СПТУ-71 с достижением рекордных результатов по сбору урожая». Рекордные урожаи действительно были. В 1973 году училище завоевало 1 место по области и 2-е по РФ. Областное управление Профтехучилища наградило училище автобусом «Кубань». В 1976 году по результатам собранного урожая училище вновь заняло 1 место по области и 2-е по РФ, получив в качестве награды грузовое такси.
Шли годы, менялась жизнь и учебная база училища: появлялись новые корпуса, учебное оборудование, появились спортивный зал, общежитие. Но самым ценным в училище были мастера, преподаватели и, конечно же, ученики. По имеющимся данным к середине 80-х годов училище выпустило свыше 40 тысяч выпускников, специалистов с востребованными на рынке труда профессиями.

СПАСИБО ТЕБЕ, УЧИЛИЩЕ!

Рассказывая о долгом и славном пути, пройденном нашим училищем, хочется поделиться и собственными ностальгическими воспоминаниями о годах учёбы в СПТУ-17. Оба моих деда, погибших на фронте, как и мой отец, участник войны – все в своё время получили профессиональное образование в училище.

После восьмого класса по отцовскому совету я подал документы в СПТУ-17. Отец сказал тогда мудрые слова: «Иди учиться на токаря – это востребованная профессия, заодно получишь среднее образование. Будет желание учиться дальше – учись, а не захочешь, у тебя будет профессия в руках».

Надо сказать, что этой логике следовали очень многие школьники моего поколения. Учёба в СПТУ не считалась чем-то зазорным, в 80-е годы рабочие профессии были в почёте, ими гордились. В подтверждение этих слов могу привести такой пример: из моих сверстников были сформированы две группы токарей-универсалов по 30 человек. Мастером нашей группы № 10 стал Павел Иванович Балашов, а в девятой группе мастером был Александр Иванович Васин. Между нашими группами всегда шло негласное соперничество, мы дружили, но всегда старались занять лидирующие позиции по всяким показателям. Параллельно с нами учились механизаторы, электрики, так что народу было много и учиться было интересно.

В училище большое внимание уделялось спорту, работали всевозможные спортивные секции, в которых мы с удовольствием занимались. Преподаватель физкультуры Александр Иванович Вдовин «гонял» нас по полной программе, готовя, как он говорил, к армейской службе. Потом, оказавшись в войсках, мы с благодарностью вспоминали Вдовина – его выучка и закалка пригодились на 100%!

В клубе училища имелась неплохая по тем временам музыкальная аппаратура и инструменты. Традиция существования вокально-инструментальных ансамблей, заложенная ещё легендарным музыкантом Александром Леухиным, не прерывалась ни на год. Мы с друзьями организовали ансамбль, играли на танцевальных вечерах, выступали на концертах и смотрах художественной самодеятельности. Активное участие в творческой и спортивной жизни училища поощрялись.

Лично я был награждён путёвками в Болгарию, Москву и путешествием по Волге на теплоходе. Сейчас это воспринимается как фантастика! Кроме того, пару раз в неделю по вечерам в клубе бесплатно показывали художественные фильмы. Ну где ещё такое было возможно!

Профессиональной подготовке уделялось серьёзное внимание, практические занятия проходили трижды в неделю. Во время производственной практики в токарном цеху завода «Гидроаппаратура» нас распределяли по комсомольским бригадам. Мы работали рядом с прославленными токарями, победителями соцсоревнований, о которых часто тогда писали в газете «Звезда». И, надо сказать, мы (практиканты) выполняли дневные плановые нормы наряду с опытными мастерами. Диплом токаря 4-го разряда до сих пор хранится среди прочих документов рядом с комсомольским билетом.

Государство по-отечески заботливо относилось к трудовым резервам. Нам выплачивали стипендию в размере десяти рублей. Одевали и обували с ног до головы: два раза в год выдавали нижнее бельё, носки, белые сорочки, костюм, ботинки (летние и зимние), кирзовые сапоги, спецовку, фуфайку, шинель, зимнюю шапку и форменную фуражку. Форменную одежду мы надевали только на демонстрации, а вот бушлаты и костюм (очень хорошего качества) носили с удовольствием и особым шиком.

Кормили нас тоже с неслыханной щедростью. Меню было разнообразным, а еда была довольно-таки вкусной и сытной. Бывали случаи, когда не все парни из нашей группы приходили на обед, и еды на столах было полным-полно: гарнир не ели, вкушая только рыбу или курятину. Запомнился забавный эпизод: барабанщик нашего ансамбля Серёга Овчинников съел за обедом полтарелки варёных яиц. Потом, придя на урок литературы, он, расстегнув модно ушитую рубаху, с покрасневшим лицом привалился к стенке.

Сергей, тебе плохо? – участливо спросила учитель Тамара Николаевна Фуфыгина, которую мы все очень уважали и любили.

Обожрался, – честно признался Серёга.

Ну вот… я ему о высокой поэзии рассказываю, а он – обожрался, – рассмеялась Тамара Николаевна.
Городские студенты не ходили в столовую на завтрак и ужин, поэтому дважды в год со склада училища нам выдавали сухой паёк. В совокупности накапливалось немыслимое количество продуктов, которые кладовщик выдавал на выбор. В качестве сухого пайка можно было получить мешок сахара, пару коробок консервированной рисовой каши с мясом, коробку конфет, куль макаронных изделий, чай, яйца и другое. Родители всегда удивлялись таким щедротам государства, а учащиеся испытывали чувство гордости – добытчики!

Мы обучались в период, когда в профтехучилищах области обустраивались лингафонные кабинеты – специальные классы по изучению иностранных языков. Они были оборудованы комплексом звукотехнической и проекционной аппаратуры, позволяющей аудиовизуальным методом изучать языки. У каждого ученика были наушники, и преподаватель мог посредством микрофона индивидуально общаться с определённым учеником, тогда как остальные могли в это время (не отвлекаясь) изучать язык по программной магнитофонной записи.

Такие кабинеты были предметом гордости училища, и, когда представители других училищ приезжали с визитом по обмену опытом, то лингафонные кабинеты демонстрировались гостям в числе обязательных объектов.

Интересный случай по этому поводу вспомнил преподаватель физкультуры Александр Иванович Вдовин.
Представители СПТУ-17 приехали в рамках программы по обмену опыту в профессиональное училище города Пугачёва. Директор пугачёвского училища, демонстрируя занятия в лингафонном кабинете, не без иронии «отпустил шпильку» в адрес директора хвалынского училища Виктора Алексеевича Игнатьева.

Наши учащиеся, судя по результатам областной олимпиады, гораздо успешнее осваивают иностранные языки, чем ваши!

Конечно, ведь вы готовите переводчиков с механизаторским уклоном, а мы готовим механизаторов с уклоном переводчика, – парировал Игнатьев.

Сегодня с высоты прожитых лет можно сказать, что уровень учебно-воспитательного процесса, который на протяжении десятилетий поддерживался в училище, достаточно высок. Многие выпускники училища стали высококлассными профессионалами, руководителями предприятий и организаций, добились достойных показателей в спорте и общественной жизни города, района, области и страны.
С юбилеем, дорогое училище!

Алексей КАРПОВ,
выпускник СПТУ-17 1983 года