Краевед Наталья Дорофеева провела встречу с единомышленниками «Вслед уходящему времени»

9 ноября в литературно-краеведческой гостиной Центральной библиотеки им. Наровчатова состоялась встреча с Натальей Адольфовной Дорофеевой – заслуженным учителем РФ, потомственным педагогом из семьи литераторов и краеведом по призванию.

Ещё со школьной поры она начала заниматься краеведческой работой: встречалась с интересными людьми, вела записи, собирала фотографии, которые со временем трансформировались в краеведческие сборники – кладезь богатейшего уникального материала.

Свою встречу с единомышленниками Наталья Дорофеева назвала «Вслед уходящему времени», и это название как нельзя точно отразило суть краеведческих материалов, представленных в её программе.

С обывательской точки зрения, краеведческая информация как бы сама собой формируется где-то в районных архивах, старых газетных подшивках, краеведческих книгах и недрах интернета. На самом деле она собирается по крупицам, литературно обрабатывается, публикуется, и уже в такой «готовой», удобной для восприятия форме, становится достоянием общественности. И создаётся это усилиями таких пытливых и неравнодушных, патриотично настроенных людей, как Наталья Дорофеева.

Наталья Адольфовна на протяжении десятилетий проводила систематическую работу, встречаясь с фронтовиками, их родственниками и фиксировала добытую информацию на бумаге. Благодаря этому, публикации её авторских материалов в газете «Звезда», в истории Хвалынского района сохранили имена людей военного поколения, их дела и заслуги.

Например, в архивах своего отца Адольфа Степановича Пестравского, работавшего корреспондентом в районной газете «Звезда», ей удалось обнаружить несколько пожелтевших от времени тетрадных листов. Ими оказались страницы из партизанского дневника, датируемые 1941 годом. Этот дневник вёл наш земляк А. А. Зимин, прославленный снайпер, уничтоживший более 300 фашистских захватчиков. В числе прочих государственных наград Зимина был и орден Ленина – одна из высших государственных наград СССР!

После войны А. А. Зимин работал учителем истории в школе № 4 (ныне школа № 3), был очень скромным человеком, о его героическом военном прошлом в нашем городе мало кто знал.

Будучи школьницей, Наталья Адольфовна неоднократно встречалась с матерью Героя Советского Союза Михаила Яковлевича Потёмкина, командира 129-го стрелкового полка 93-й стрелковой Миргородской Краснознамённой ордена Суворова дивизии 26-й армии 3-го Украинского фронта. Михаил Яковлевич погиб 1 апреля 1945 года, у его мамы сохранилась вся военная переписка с сыном. Некоторые письма удалось сфотографировать, и эти фото, к счастью, сохранились.

В Хвалынских школах работала целая плеяда учителей-фронтовиков, в числе которых были В. В. Маркушин, С. В. Чепцов, В. С. Проценко, Е. А. Кабальнов, А. В. Иорин, В. И. Карагодин, В. И. Малик, А. Н. Поносов. Об этих и других педагогах, прошедших через горнило Великой Отечественной войны, воспитавших не одно поколение хвалынских школьников, собран уникальный материал, который, на мой взгляд, должен использоваться в школах на уроках патриотического воспитания.

Сейчас мало кто знает о легендарном человеке Дмитрии Прокофьевиче Захарове – первом исследователе истории детских домов Хвалынска военного времени. В этих домах воспитывались дети-сироты из многих республик и городов, оккупированных немецкими захватчиками.

Преподавая в школе села Елшанка, Наталья Адольфовна провела огромную работу в создании Книги Памяти о жителях села Елшанка и Поповка – участниках Великой Отечественной и тружениках тыла. Это бесценная для потомков книга – своего рода памятник героическому поколению наших земляков. Нередко мы воспринимаем подобные книги как само собой разумеющееся явление – они должны быть и точка! Но появляются они на свет исключительно благодаря таким энтузиастам, как Наталья Дорофеева!

Мероприятие получилось очень интересным и информативным. Приглашёнными гостями литературно-краеведческой гостиной были люди зрелого возраста, многие из которых лично знали тех, о ком рассказывала Наталья Адольфовна. Это было сродни виртуальному и волнительному путешествию в их общее прошлое. Однако подобные мероприятия приобретут особую ценность, если их регулярно проводить с учениками городских школ. Это, в первую очередь, нужно им – вот кому необходимо передавать информацию об истории родного края и людях героического прошлого. Кто знает, может, среди этих ребят, окажутся будущие краеведы, которые станут проводниками между прошлым и будущим. Патриотизму, как и всему важному, – нужно учиться!

Алексей КАРПОВ