Причины и профилактика тревожных состояний среди детей и подростков

Последние годы всё чаще приходится сталкиваться с тем, что тревога выходит за рамки нормальных проявлений, преследует человека постоянно, мешает полноценно жить, учиться, работать.
XXI век – это век тревожных расстройств.
Тревога, как любые другие эмоции, важна для нормальной жизнедеятельности человека, для его выживания в постоянно изменяющихся условиях окружающей среды. Тревога является важной составляющей сильнейшего инстинкта самосохранения. Тревожиться также нормально, как и радоваться, испытывать от чего-либо удовольствие и т. д.
Первым, кто ввёл понятие тревоги в психологию, был Фрейд. Он разделил конкретный страх, направленный на что-либо, и неопределённый, безотчётный страх (тревогу), который носит глубинный, иррациональный характер. Такая дифференциация тревоги и страха поддерживается и многими современными исследователями.
Считается, что страх – это реакция на конкретную угрозу, а тревога представляет собой генерализованный, диффузный или беспредметный страх.
Существуют также другие точки зрения, согласно которым тревога не всегда является беспредметным страхом. Человек вполне может осознавать причины её появления, когда опасности подвергаются его ценности, представления о себе, положение в обществе. То есть тревога связана с фрустрацией социальных потребностей.
В психологическом словаре даётся следующее определение тревожности: это «индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предполагают».
По словам доктора психологии, Роберта Лихи, среднестатистический ребёнок сегодня испытывает тревогу той же силы, что среднестатистический пациент психиатрической клиники 1950-х гг.
Существует много мнений о причинах подобной ситуации в России. Основной проблемой последних десятилетий является то, что российское общество в глобальном смысле утратило свою идеологию, люди превратились в единоличников. В обществе процветает нарциссизм. Взрослые люди основную часть времени тратят на зарабатывание денег для выживания, для улучшения своего личного благосостояния, поддержания кем-то навязанного имиджа. Постоянно завидуя друг другу, многие не могут остановиться в погоне за материальными благами, забывая о ценностях духовных, без которых невозможно обрести психологическое здоровье. В обществе идёт обесценивание простых человеческих взаимоотношений. Всё реже люди приглашают к себе гостей, объясняя это постоянной нехваткой времени, денег, банальной усталостью и т. п. При этом уровень жизни многих значительно выше, чем уровень жизни старших, послевоенных поколений, переживших серьёзные лишения и утраты, что не мешало им собираться семьями, общаться, петь песни, тем самым сохраняя древние традиции.
В таком психологически нездоровом обществе живут дети и подростки. Они испытывают на себе отсутствие фундамента близких отношений с базовыми фигурами. Родителей большую часть времени нет дома, а когда они приходят, то вместо того, чтобы провести время с детьми, пообщаться, выслушать их проблемы, ведут своих чад в какие-либо группы развития, кружки, секции. Семейные традиции сменили сомнительные занятия вне своего домашнего круга. Постепенно это приводит к тому, что дети перестают осознавать свои чувства и эмоции, принимать их в себе, они развиваются интеллектуально, творчески, но остаются «недоразвитыми» в эмоциональном плане. Как пишет психолог Маргерита Спаниоло Лобб в своей книге «Сейчас-ради-потом в психотерапии»:
“Социальное проживание молодых людей сегодня «текуче»: они не умеют сдерживать возбуждение при встрече с другим и максимально открыты в том, что касается возможностей обмена, которые открывает глобализация информационных потоков. Когда ребёнок, который должен, к примеру, выполнить задание, сталкивается с проблемой, то, чтобы разрешить её, используя свои силы, он нуждается в одобрении. Однако дома ему не с кем об этом поговорить, нет поддерживающего взрослого, который помог бы ему понять, что он чувствует и чего хочет. Тогда ребёнок заходит в Интернет, где поисковая система выдаёт ему ответ; его возбуждение рассеивается по миру и находит всевозможные ответы, но не находит поддержки в отношениях; то, что он находит, не человеческое тело, а холодный компьютер, который не может его обнять. Неконтейнированное возбуждение превращается в тревожность. Тревожность мучительна, и чтобы убежать от этого ощущения, нужно сделать нечувствительным тело. Отсюда сегодня такое распространение тревожных расстройств (панические атаки, ПТСР), проблем привязанности, патологий, связанным с виртуальным миром, утраты чувствительности в теле”.
Всё чаще в Центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обращаются достаточно умные и успешные подростки с паническими атаками и другими тревожными состояниями, из-за которых они перестают посещать школу и переходят на домашнее обучение. Современное общество способствует тому, чтобы люди стремились развивать свой интеллект, стремились к мнимой гениальности, отодвигая эмоциональную сферу на задний план, что в дальнейшем приводит к процветанию тревожно-фобических расстройств.

В данной статье хотелось бы обратить особое внимание родителей на профилактику возникновения тревожных состояний, ограничивающих жизнь подростков, и привести ряд общих рекомендаций, соблюдение которых поможет избежать появления деструктивной тревоги в жизни детей.

Профилактика тревожности – советы родителям

Принимайте ребёнка таким, какой он есть. Старайтесь обращать больше внимания на его достоинства, а не тратьте все свои силы на «устранение недостатков». Стремясь к какому-то виртуальному совершенству, вы сами демонстрируете тревожное поведение, бесконечную неудовлетворённость. Поймите: ребёнок такой, какой есть, он не должен соответствовать вашим ожиданиям. Как только вы почувствуете полное принятие, то станете спокойны сами, и с вами вместе станет спокоен ребёнок.
Не сравнивайте своего ребёнка, его способности с другими детьми и их способностями. Если врач-невролог во время планового осмотра никаких диагнозов не ставит – значит с сыном или дочерью всё хорошо. Беспокоиться не о чем. Просто он особенный, у него свои собственные таланты и цели в жизни. Он не должен соответствовать ничьим ожиданиям.
Чаще обнимайте своего ребёнка, говорите ему приятные слова, пусть он чувствует, как он вам дорог, несмотря ни на что. Проявляйте любовь, добрые чувства к ребёнку просто так, а не в результате каких-либо его заслуг и достижений.
Исключите в семье противоречивые требования к ребёнку. Будьте последовательны и едины со всеми членами семьи в избранных методах воспитания.
Исключите завышенные требования к ребёнку. Не требуйте от него только отличных успехов. Жизнь многогранна, свет клином не сошёлся ни на каком виде деятельности, в том числе и на учёбе. Каждый обязательно найдёт свой путь – «Дорогу осилит идущий!»
Создавайте ситуации успеха для ребёнка. Например, если ему трудно даётся учёба – выберите для него какое-то занятие по душе, которое приносило бы ему радость, ощущение компетентности, успешности.
Не нагружайте ребёнка дополнительными занятиями, чрезмерная занятость сокращает время для общения с близкими, а это предельно важно для психологического здоровья ребёнка.
Проводите с ребёнком больше времени. Поддерживайте семейные традиции: семейные праздники, совместные ежедневные трапезы, походы в лес, в театр, прогулки и т. п.
Освойте упражнения, направленные на снятие мышечного напряжения. Практикуйте релаксацию сами и научите своего ребёнка.
Освойте техники позитивной психологии Мартина Селигмана (модель НУПСА), направленные на работу над деструктивными мыслями, провоцирующими тревогу. Научитесь сами мыслить оптимистично, рационально и обучите этому важному для всей дальнейшей жизни навыку своих детей. Это поможет им поддерживать в норме своё психологическое здоровье.
Список рекомендаций можно продолжать бесконечно. Обобщить всё можно одной лишь фразой: «Любите своего ребёнка, несмотря ни на что!»
Если родители не удовлетворены поведением, способностями и успехами своего ребёнка, это ещё не повод для отказа ему в любви, поддержке и доверии. Пусть он живёт в атмосфере любви, заботы, уюта и тепла. Только в таких условиях можно вырастить здоровую, гармоничную личность, способствовать проявлению и развитию всех её многочисленных талантов.

Люди обращаются за медикаментозной поддержкой к врачам-неврологам, психиатрам, надеясь на высокую эффективность лекарственных препаратов. Но часто облегчение наступает лишь временно, поскольку после употребления «достижений фармацевтики», образ жизни человека не меняется, что снова возвращает его в порочный круг нестерпимой тревоги. Медики опускают руки и направляют своих пациентов к психологам.
В настоящее время многие психологи владеют техниками поведенческой терапии, которые помогают достаточно быстро и эффективно справляться с самыми разнообразными тревожными расстройствами, такими как: изолированная фобия, паническое расстройство и агорафобия, обсессивно-компульсивное расстройство, генерализованное тревожное расстройство, социальная фобия, посттравматическое стрессовое расстройство. Разработаны алгоритмы действий при конкретных тревожных расстройствах. Техники можно применять с детьми подросткового возраста (в идеале после 14 лет). При их открытости и мотивированности на работу над собой, над своим характером совместная работа с психологом будет достаточно эффективной. К сожалению, запросы поступают и от родителей детей более младшего возраста: 10-12 лет. С такими детьми сложнее работать психологу без поддержки родителей. В этом случае близкие вместе с ребёнком включаются в работу с психологом, обучаются всем необходимым навыкам и помогают детям ежедневно работать над проблемой дома.