ВАЛЕНТИН ГРАФ – КРАСНЫЙ КОМБРИГ И «КРЕМЛЁВСКИЙ» КОЛБАСНИК

В памяти хвалынских старожилов Валентин Карлович Граф остался легендарным колбасником, который баловал не только горожан, но и высшее руководство СССР более чем тремя десятками сортов копчёной и сырокопчёной колбасы, созданной по самым высоким европейским стандартам. Однако масштабы личности этого человека не умещаются в тесные рамки талантливого «колбасника». Жизнеописание Валентина Граф могло бы стать основой киносценария для увлекательнейшего сериала с головокружительными событиями.

В его жизни было всё: героическая юность, любовь, знакомство со Сталиным, работа в управлении НКВД, война, приговор к смерти, тайны, которые ещё долгие десятилетия будут храниться под грифом секретности. И, конечно же, любимая профессия, сделавшая его легендарным человеком не только в маленьком городке на Волге, но и в масштабе огромной страны. Это был, как сейчас принято говорить, «гений места», о котором в своё время писали современники, советские писатели и журналисты.
Чтобы не отвлекать читателя лирическими отступлениями, предлагаю повествование об этапах жизни Валентина Граф в той форме и последовательности, в какой мне её изложил его младший сын, Юрий Валентинович.

ЕСТЬ В «ГРАФСКОМ» ПАРКЕ ЧЁРНЫЙ ПРУД…

Мне посчастливилось узнать историю нашего рода, начиная с XVII-го века. Мои предки по отцовской линии жили в Австро-Венгерской империи, а точнее в городе Шарвар, который находится в 40 километрах от границы с Австрией и почти в двухстах километрах от современного Будапешта. Побывав на кладбище Шарвара, я посетил могилу моей пра-пра-пра-бабушки. Там сохранился массивный каменный крест с датой её рождения и смерти: 1725 – 1785 годы, – рассказывает Юрий.

Эта моя прародительница была простолюдинкой из небогатой семьи, но отличалась редкой красотой и добрым нравом. В неё влюбился молодой человек из очень знатного и богатого венгерского рода Гроф, в скором времени предложил ей руку и сердце. Родные воспротивились и поставили категоричное условие: если женишься на крестьянке, лишишься абсолютно всего – уходи, в чём есть, о нас забудь!

Этот молодой человек выбрал любовь, но, несмотря на романтическую натуру, оказался весьма предприимчивым, трудолюбивым и удачливым «бизнесменом». Открыв маленькое предприятие по производству популярных в тех местах колбас и копчёностей, стал усердно и весьма успешно трудиться, постепенно расширяя производство.

Есть предположение, что одну букву в фамилии новоиспечённому колбаснику пришлось сменить именно тогда по требованию знатных родственников, чтобы не компрометировать аристократическую фамилию древнего рода. Впрочем, дела шли в гору, и уже своим наследникам колбасник Граф передал хорошо налаженный «бизнес», построенное им родовое гнездо, на территории которого имелся даже живописный прудик с водяными лилиями.

Колбасное дело передавалось по мужской родовой линии и, когда в 1894 родился Валентин Карлович Граф, его, ещё мальчишкой, приобщили к профессии колбасника.

Технологические основы профессии, секреты семейных рецептур он освоил на своём родовом производстве, но по существующей традиции дальнейшую учёбу для признания и повышения квалификации нужно было пройти у другого мастера. За учёбу полагалось платить крупную сумму: 50% процентов выплачивалось в виде аванса, а остальная часть – после сдачи экзамена на профпригодность.

Экзаменовка проходила в таких условиях: мастер приглашал старейшин колбасного производства, накрывал для них щедрый стол, и экзаменуемый должен был в их присутствии изготовить не менее десяти сортов колбасы. После изготовления продукции старейшины её дегустировали, оценивали и выносили вердикт. Если экзаменуемый не справился с заданием, мастер продолжал обучение с содержанием уже за свой счёт до тех пор, пока ученик не сдаст экзамен.
Валентин Граф, успешно сдав экзамен, трудился на семейном производстве. Но то ли на счастье, то ли на беду он всерьёз увлёкся марксистским учением и революционными идеями. Охваченный романтическим порывом уезжает в Российскую империю, где меняет нож колбасника на солдатский штык. В Первую мировую он воюет против бывших соотечественников из русских окопов.
Революцию Валентин Граф встретил восторженно. Продолжил воевать за её идеалы в составе интернационального отряда, где познакомился и подружился с двумя американцами, имена которых хорошо известны в нашей стране – Джоном Ридом и Рисом Вильямсом.
Революционную борьбу продолжил в Первой конной армии Будённого. Воевал храбро, достойно, уже скоро доверили командование конной бригадой. Впрочем, во время революции военные карьеры развивались стремительно.

КОЛБАСА ДЛЯ ТОВАРИЩА ЛЕНИНА

Защищая Царицын, комкор Граф близко познакомился со Сталиным и Ворошиловым. И это знакомство сыграло роковую роль. Сталин, наверное, оценив его профессиональное прошлое, командирские и организаторские способности, а также преданность революции, предложил молодому перспективному военачальнику возглавить 34-е управление НКВД, которое занималось продуктовым обеспечением и питанием высшего руководства страны и госаппарата.
В 1919 году 25-летний Валентин Граф, уже в должности начальника 34-го управления, начал заниматься организацией питания Ленина, Калинина и всего высшего руководства молодой республики.
Многих видных государственных деятелей он хорошо знал лично.
В Москве случилось знакомство с его будущей (первой) женой Апполинарией Васильевной, имеющей хвалынские корни (её родительский дом находился на месте, где была выстроена городская терапевтическая больница). В 1922 году в их семье родился первенец – Николай.

Когда после смерти Ленина Сталин крепко взял бразды правления страной в свои руки, Валентину каким-то чудесным образом удалось «дистанцироваться» от власти и уехать в хвалынскую глубинку. Возможно, он, зная черты характера и амбиции Сталина, предвидел грядущие чистки рядов и репрессии.
В биографии Валентина Карловича есть немало «белых» пятен, необъяснимых несостыковок, которые указывают на то, что разведчиков бывших не бывает, и «московские» ниточки, связывающие его с Кремлём, никогда не обрывались. Известный саратовский журналист и писатель Юлий Песиков ещё при жизни Валентина Карловича начал писать книгу о нём (они встречались и много общались).

Писателю удалось собрать довольно большой материал из воспоминаний, но, когда он стал делать запросы в Центральный архив по поводу «московского» и военного прошлого Валентина Граф, стали приходить отказы с пояснением, что затребованная информация засекречена и будет находиться под грифом «совершенно секретно» в течение 100-120 лет. Книга так и не была опубликована.
В воспоминаниях Валентина Карловича Граф есть информация, что, приехав в Хвалынск, познакомился с активным комсомольцем Мишей Сусловым, и, разглядев в нём управленческие способности, используя свои московские связи, способствовал его поступлению в столичный институт, а потом помогал в продвижении по карьерной лестнице.

Михаил Андреевич Суслов, которого в брежневские времена называли «идеологом партии» и «серым кардиналом», довольно быстро стал влиятельным деятелем уже при Сталине и Хрущёве. Граф умел разбираться в людях.

Продолжение следует
Алексей Карпов