Дежурство в классе и субботники. В российские школы вернут трудовое воспитание

В Госдуме готовится законопроект о трудовом воспитании в школе, благодаря чему труд ученика будет разрешен с согласия его самого либо родителя. Ожидается, что нормы в случае принятия такого закона заработают уже со следующего учебного года. Как именно предлагают трудиться школьникам и какие есть риски, рассказали в Госдуме на “круглом столе” по этой теме.

Председатель комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова напомнила, что подготовить законопроект о трудовом воспитании в школе поручил председатель палаты парламента Вячеслав Володин. В ходе правчаса с профильным министром Сергеем Кравцовым он пояснил, что нынешние нормы даже запрещают попросить ребенка помыть доску – надо получить разрешение родителей. “Но у нас те же родители просят, чтобы трудовое воспитание было неотъемлемой частью тех же программ”, – отметил Володин.

Сейчас, по словам главы комитета, законодательство позволяет привлекать школьников к труду в рамках образовательной программы. А то, что вне ее, – по согласию родителей. Она предложила прописать – “разрешено с согласия родителей и самих обучающихся”. Кроме того, следует закрепить трудовое воспитание в понятийном аппарате.

К труду, по словам Казаковой, надо привлекать с учетом особенностей здоровья. К примеру, если намечается пыльная работа во время субботника, то некоторые дети с противопоказаниями по здоровью ее выполнять не должны.

Документ планируют внести в ГД в весеннюю сессию, но сначала отработают формулировки с экспертами.

Вице-спикер палаты Борис Чернышов предложил прописать, что к труду можно привлекать ученика, когда он дает согласие – “это может быть формат на бумаге и устный”, но и при этом требуется фиксация, заметил депутат. Кроме того, по его словам, нужна система отличия для тех, кто вовлечен в процесс трудового воспитания. Это могут быть, к примеру, значки.

Первый зампред профильного комитета ГД Яна Лантратова заявила “РГ”, что такие поправки необходимы в контексте последних изменений в сфере образования. “Мы отказались от понятия “образовательная услуга”, вернули школе воспитательную функцию, – пояснила депутат. – И если мы говорим о том, что учитель – не обслуживающий персонал, то должны поощрять занятия детей общественно полезным трудом. Убрать с доски, полить цветы, накрыть столы – это простые задачи, но, игнорируя их, человеку трудно будет выполнить сложные”.

Парламентарий назвала важным и вовлечение в этот процесс родителей. “Потому что они – лучший пример для детей. Можно подумать об организации совместных с родителями субботников”, – предложила депутат.

Она также высказал мнение, что уроки технологии, которые сейчас есть в школах, никак не могут заменить трудовое воспитание. Одно дело описать, как варить суп, а другое – его сварить, заметила Лантратова.

Депутат ГД Сергей Колунов тоже уверен, что уроки технологии надо заменить традиционными уроками труда. Он пояснил, в чем состоит отличие: “Уроки технологии посвящены проектной деятельности, не всегда, но в большинстве случаев. Труд – это кулинария, столярное и слесарное дело, кройка и шитье”.

Источник: https://rg.ru/2023/02/13/dezhurstvo-v-klasse-i-subbotniki-v-rossijskie-shkoly-vernut-trudovoe-vospitanie.html