Выставка «Хвалынский Мир Сергея Серова»
(В ожидании юбилея)
Незадолго до своей смерти художник Сергей Георгиевич Серов написал воспоминания о Сосновом острове, который он назвал «Хвалынский оберег». Но сам Сергей был для Хвалынска таким же «оберегом» – огромным, непостижимым в своём разнообразии талантов «островом». Его по праву называют «художественным летописцем» Хвалынска. Нашему городу он посвятил большую часть своего творчества. Его Муза «родом» из провинции, и он неоднократно подчёркивал это её происхождение в названиях своих персональных выставок: «Исповедь провинциала», «Исповедь провинциала 5 лет спустя», – хотя прекрасно понимал, что провинциализм – это понятие не географическое, а культурное: можно быть глубоким провинциалом, живя в столице, и укоренённым в культурные слои, независимо от места своего обитания, ведь Дух дышит там, где хочет.
А Хвалынск, с его богатой историей, в том числе и культурной, давал пищу для незаурядных высказываний и исповедей.
Со дня смерти Сергея Георгиевича прошло уже 9 лет, но память о нём живёт в городе, его работы — непременные «участники» экспозиции галереи и всегда вызывают огромный интерес у посетителей.
29 мая Сергею Георгиевичу Серову исполнилось бы 75 лет. Трудно поверить в эти цифры! Потому что Сергей Георгиевич для тех, кто его хорошо знал, навсегда остался Сергеем, полным сил, азарта, одним словом, того огня, который называется молодостью и жизнью. Он остался для нас «парнем из нашего города», принадлежавшим к характерному русскому типу людей, «сделавших самих себя».
Серовы – один из самых старых родов в Хвалынске. Все Серовы в 19 веке были ремесленниками-шапочниками. И только в 20 веке они стали изменять своему исконному ремеслу: в этом роду есть и актёры, и деятели культуры, и художники. И этот переход количественного родового ремесленничества в искусство закономерен. Всё великое искусство, от Возрождения до импрессионистов, – это и есть высокое ремесло, соединённое с внутренним миром и духовным состоянием художника. Только теперь это называется высоким профессионализмом.
Серов работал во всех живописных жанрах, но он, прежде всего, был мастером большой картины — редкий теперь жанр. Он всегда шёл от сюжета, от литературного образа, от большого философского смысла. Его картины полифоничны, он пытался современный мир, идущий трещинами, потерявший свою целостность, соединить, протягивая связи за холсты в жизнь. Всё чаще в последнее годы Сергей Георгиевич обращался к триптихам, квадриптихам, полиптихам. Ему было тесно в рамках холстов, может быть, поэтому рамы его картин тоже становились «рассказчиками»: он заполнял их «житиями» своих персонажей.
Картинные миры Сергея Георгиевича похожи на реальный, но не тождественны ему. Он, как и наш земляк К.С. Петров-Водкин, видел в существующем должное, грядущее или «невидимое».
После смерти Сергея Георгиевича его вдова передала часть его работ в картинную галерею и краеведческий музей. Сейчас, на фоне нынешнего состояния культуры, понимаешь, какой это ценный дар.
К 75-летию художника 21 мая в 12:00 в картинной галерее имени К. С. Петрова-Водкина открывается выставка Сергея Георгиевича Серова, на которой будут экспонироваться некоторые его триптихи и полифонические картины. Приглашаем всех желающих на открытие выставки.
20 мая в честь Международного дня музеев с 17:00 до 19:00 желающие могут посетить бесплатно картинную галерею, где с 18:00 до 19:00 будет организована экскурсия.