Интервью художника В.И. Шептунова канадскому фотографу Кристоферу Хэрвигу прошло в музее

9 сентября в Отделе природы краеведческого музея непривычно. Сотрудники перемещаются из зала в зал с ноутбуком в руках в поисках хорошего Интернет-соединения. Уже через час здесь можно было услышать иностранную речь. Это директор фонда “Сосновый остров” Летягина Ирина помогает двум людям понять друг друга. 
Страны: Иордания и Россия. 
Города: Амман и Хвалынск. 
Языки: английский и русский 
Участники: фотограф Кристофер Хервиг и художник Виктор Шептунов 
Тема: СОВЕТСКИЕ АВТОБУСНЫЕ ОСТАНОВКИ 
История эта развивалась интересным образом. Известный в Хвалынске художник Шептунов Виктор Илларионович подарил Хвалынскому краеведческому музею архив своих работ. Среди них проекты памятников, вывесок, скульптурных композиций; эскизы декоративного оформления интерьеров; наброски для мозаичных панно, витражей, сграффито; идеи для детских площадок, различных малых архитектурных форм и в том числе проекты павильонов для автобусных остановок. Директор музея Дмитриенко Дарья показала листы с изображением остановок фотографу Кристоферу Хэрвигу, с которым путешествовала в 2016 году по Саратовской области в поисках сохранившихся образцов советских автобусных павильонов для его книги об этом интересном явлении. После увиденного Кристофер попросил организовать интервью с Виктором Илларионовичем. 
Многим сейчас покажется странным, что кого-то могут интересовать автобусные остановки… На них только объявления клеить можно, скажут они… Однако феномен советской автобусной остановки – это самобытное явление в городской культуре России. Монументальные, брутальные и простые формы этих утилитарных сооружений впечатлили Кристофера, когда он путешествовал по постсоветскому пространству и впервые заметил, что автобусные остановки здесь – это не просто “коробки” из стекла и металла. В них есть особенная композиционная задумка, идея формы и специфика декора. А какое идейно-патриотическое наполнение! Пока ждешь транспорт, можно проникнуться пафосом советской государственной идеологии! 
Итак, начало беседы… 
К.: Что вы чувствовали, когда проектирвоали эти автобусные остановки? 
В.И.: Когда я создавал эти изображения, я даже не надеялся на воплощение этих проектов в жизнь. Я просто ехал в автобусе, вижу место и представляю, какая остановка хорошо бы вписалась именно в это городское пространство. Вот так и набросал несколько листов. Вдохновение мгновенное было! Как только место увидел, так и понял, что здесь будет хорошо смотреться… 
К.: Вам заказало эти павильоны государство? 
В.И.: Нет, я сам захотел их спроектировать. Просто захотелось. 
К.: Почти никогда не знаешь имя архитектора, который проектирует автобусные остановки. А вы когда-нибудь мечтали о славе? 
В.И.: Нет, что вы… Мне просто интересно было организовывать пространство… Жаль, что никакая из этих остановок не была воплощена… 
Художник много рассказал фотографу о своей жизни и работе в Казахстане в Алматы. Казахстан оказался близкой темой и для фотографа: он жил там много лет. В Алмате до сих пор существует здание Театра юного зрителя, на фронтоне которого красуется монументальная композиция, выполненная по эскизу Шептунова В.И. и им самим же воплощенная. “Да это не сложно сделать, на самом деле”, – часто повторяет художник, показывая свои проекты. Жаль, что многие из них так и остались на бумаге. Вот и автобусные остановки… 
Однако, Хвалынск все же наполнен творчеством Виктора Илларионовича: доски почета на площади и в Парке победы; стела и ворота, ведущие на Черемшан-1; памятники павшим войнам в селах Елховка и Сосновая Маза; композиции при въезде в Национальный парк; огромные деревянные качели на горнолыжном курорте. Многое, мимо чего мы ходим каждый день, на самом деле работы нашего земляка-художника. Но к славе он не стремится. 
Интервью с Виктором Илларионовичем войдет в документальный фильм о феномене советской автобусной остановки, материалы для которого Кристофер собирает уже не один год. На наш взгляд, такие спонтанные знакомства между Амманом и Хвалынском, Россией и Иорданией только подтверждают теорию шести рукопожатий. Все мы друг друга знаем.