Первый день войны: из воспоминаний Александра Поносова

Передо мной – три старых тетрадных листочка, сохранившиеся в домашнем архиве корреспондента газеты «Звезда» Пестравского Адольфа Степановича. На них рукой Александра Никитовича Поносова, офицера, героя Сопротивления, директора школы №1 города Хвалынска и учителя немецкого языка, 57 лет назад были написаны воспоминания в ответ на короткое письмо от 6 июня 1966 года начальника музея героической обороны Брестской крепости. В нём содержалась просьба прислать воспоминания об обстановке перед войной, о первых боях, стойкости и мужестве советских бойцов. Александр Никитович после окончания Военной Академии имени Фрунзе, получив высшее военное образование, был назначен начальником разведотдела корпуса, охранявшего западные границы СССР в 9 километрах от Восточной Пруссии.

Так начиналась война

…Жаркий июнь 1941 года. Особой жизнью живут пограничные войска. Это часовые Родины. На той стороне сильный коварный враг, победно прошагавший почти по всей Европе. Идут сообщения от друзей из-за рубежа о его боевой готовности. Сообщаются номера частей и соединений. Старинная крепость Ломжа (90 км северо-западнее Бреста) в 11 км от границы. По долгу службы из всех источников собираю сведения о противнике. Они неутешительны: за последнюю неделю появились части 20, 42 армейских корпусов, соседи слева сообщают о прибытии 9 и 43 армейских корпусов, появляются новые немецкие бронетанковые артиллерийские части. Вывод ясен: они готовы к броску. Но когда?..

Ночь 22 июня была жаркой, с ясным небом и яркими звёздами. Субботняя ночь 1941 года. Страна отдыхала после трудового дня, в клубах шли концерты, советские люди в кинотеатрах смотрели фильмы. Никто из них не знал, что это последняя спокойная ночь, что завтра уже не будет ясного тихого утра со светлой зарёй и предрассветным ласковым ветерком. Но у пограничников есть золотое правило: для часовых война может начаться каждую минуту…

Части гарнизона находились в готовности № 1. Этим они обязаны своему начальнику, командиру 6 кавалерийского корпуса, старому конармейцу, генерал-майору Ивану Семёновичу Никитину, который позже, будучи раненым, был захвачен в плен и казнён фашистами…
Просыпаюсь от стука в окно. Красный пакет с надписью «явиться по боевой тревоге» ускоряет сборы… Штаб корпуса с первых минут живет боевой жизнью – все на местах и заняты своим делом. Земля ещё не свободна от ночной мглы, а небо уже освещено лучами восходящего солнца. Отчётливо слышно характерное урчание чужих моторов. Клином идут самолёты с белыми крестами. Появившийся в небе наш «ястребок» встречает огнём вражеский клин, потом горящим метеором падает… Первые взрывы, первые разрушения, пожары, убитые и раненые.

Ничто не должно быть забыто

Моё первое боевое задание – по правилам военного времени отправить эшелон с эвакуированными. Мчусь на вокзал.
Его громит артиллерия противника. Мало вагонов, а людей много. Вагоны заняты грузом. Спешно освобождаем их… Машинист не едет без жезла. Взамен «жезла» ставлю на паровоз двух сержантов из войск НКВД с пистолетами. Отличная замена! Первое задание выполнил… Обработав новые разведданные из частей корпуса и доложив о них командованию, получаю новое задание: проверить выход на сходные позиции 6 механизированного полка. Еду на бронемашине БА – 10 за передовые позиции…

Первые вражеские мотоциклисты на нашей земле, первая пулемётная очередь с советского броневика. На дороге пыль, мотоциклы, за ними идут фашистские танки. Ухожу за скрытые позиции своих танков.
Клонится к вечеру первый день страшной войны. Уходит к горизонту будто налившееся кровью, неестественно красное солнце. Нужно догнать свой штаб. Это не просто. Дороги забиты теми, кто уходит вместе с армией. На машинах, повозках, пешком с детьми на руках идут женщины, мужчины, старики. Идут уцелевшие от первых схваток с врагом пограничники с оружием, несут раненых товарищей.

На сплошной поток людей, лошадей, машин, повозок с дьявольской педантичностью налетают немецкие стервятники, бомбят, поливают пулемётным огнём. Горят машины, убитые остаются на дороге , стараются отползти с неё раненые. Живые идут дальше на восток.

Кончался первый день войны. Тогда я думал: «Как долго это будет продолжаться?» Теперь думаю: «Стоит ли об этом писать? Нужно ли это знать людям?» И решил: нужно. То, что не должно повториться, может повториться, если предадим прошлое забвению, а не будем все, как один, бороться за мир, укреплять могущество нашей Родины, чтобы встретить опасность во всеоружии.

Ничто не должно быть забыто. С уважением – А. Н. Поносов.

Наталья ДОРОФЕЕВА